Дедушкин орден. очерк. Ннод по развитию речи. прочтение рассказа «дедушкин орден» а. митяева

Декоративные 21.03.2022
Декоративные

Коммуникация.

Чтение художественной литературы «Дедушкин орден».

Цель: способствовать расширение знаний детей о победе; воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.

Задачи:

    раскрыть перед детьми значение празднования Дня Победы;

    развивать у детей патриотическое чувство к своей Родине;

    воспитывать чувство гордости и уважение к воинам – защитникам:

    побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя распространённым предложением;

    развивать внимание, память детей;

Предварительная работа.

    Беседа о Дне Победы;

    Чтение произведений об армии, чтение пословиц и поговорок, посвящённых войне, рассматривание сюжетных картин по теме «День победы»

Ход занятия:

Дети под музыку входят в зал. Садятся на стульчики.

(звучит музыка) Читаю стихотворение.

Чтит великий День Победы
Наша славная страна.
В День Победы наши деды
Надевают ордена.

Мы про первый День Победы
Любим слушать их рассказ –
Как сражались наши деды
За весь мир и за всех нас!
Л. Некрасова


Каждый день солнышко выходит, чтобы обогреть всю землю лаской и теплом. Все радуются солнышку! Давайте и мы порадуемся ему. Улыбнитесь! Если все люди на земле будут радоваться друг другу, улыбаться, то у нас на Земле всегда будет мир, согласие и порядок. И никогда не будет войны!

Много лет назад был теплый солнечный день. И вдруг люди узнали, что на нашу землю напали враги и началась война. Налетели самолеты, приехали танки, пришли солдаты с оружием и сразу все изменилось. Мужчины уходили воевать, защищать свою землю, прогонять врагов. Женщины и даже дети работали день и ночь, чтобы у солдат была одежда, еда. Но не сразу удалось нашим воинам защитникам прогнать врагов. Ведь враги долго готовились к войне, у них было много оружия, самолетов, танков. Но вот, в один прекрасный день, удалось нашим воинам-защитникам одолеть врагов. Начали они выгонять их с нашей земли. И в этот самый день объявили о победе над врагом.

И с тех пор, каждый год в этот день наши люди празднуют День Победы. Это не только праздник солдат, но всего нашего народа, который не только на фронте, но и в тылу день за днем, месяц за месяцем, год за годом одерживал победу над врагом. Война была суровая, голодная и очень страшная… .

Ребенок читает стихотворение Т. Шапиро «Была война»:

Была война и гибли люди.

И шел за Родину солдат.

Он воевал и был он храбрым

И бил фашистов всех подряд.

И так дошел он до Берлина

Четыре года воевал

Чтоб я о бабушкином папе

Всем в День Победы рассказал.

Хорошо быть солдатом в мирное время. А на войне – страшно. Потому что погибают люди. Чтобы солдаты и их родные не умирали, никогда не должно быть войны!

Ребенок читает стихотворение Н. Найденова «Нам нужен мир»:

Мир и дружба всем нужны! Мир важней всего на свете!

На земле, где нет войны, ночью спят спокойно дети.

Там, где пушки не гремят, в небе солнце ярко светит,

Нужен мир для всех ребят! Нужен мир на всей планете!

Сегодня я вам хочу прочитать книгу о войне, а написал ее писатель Анатолий Митяев. Анатолий Митяев сражался на многих фронтах, участвовал во многих сражениях, был ранен, контужен. А после войны, когда пришло время выбирать мирный жизненный путь, он выбрал журналистику. Сначала была районная газета в Пушкино, потом – «Пионерская правда» и журнал «Мурзилка».
Большинство книг этого талантливого детского писателя написано для старших дошкольников и младших школьников. Анатолий Митяев - писатель разножанровый. Есть у него сказки, рассказы для самых маленьких, пересказы русских былин, книги о войне. Один из его рассказов мы сегодня прочитаем. А перед этим давайте посмотрим, какие были вещи у наших солдат. Давайте дети пройдем к мини - музею и рассмотрим их (рассматриваем военные вещи ).

Дедушкин орден
Война была давно, но у дедушки есть военные вещи: ремень с медной пряжкой, полевая сумка и котелок.
Это только говорится, что вещи у дедушки. На самом деле ими завладел внук Игорек. Ремень пришлось наполовину укоротить, и внук подпоясывается им, когда идет на улицу. В полевой сумке лежат цветные карандаши Игорька. Котелок тоже продолжает службу, начатую на войне: внук отказался есть из тарелки, суп ему наливают в котелок, а кашу накладывают в крышку котелка - как настоящему солдату.
У дедушки есть еще кое-что с войны. Орден у него есть.
Как-то внук и говорит:
- Дедушка, давай я орден буду носить. Все равно он лежит в шкатулке бесполезно.
Помолчал дедушка, головой покачал, но согласился:
- Что же, носи...
Обрадовался Игорек. Не ждал такого подарка. На всякий случай спросил:
- А тебе не жалко? Если очень жалко, я отдам.
- Нет, не жалко, - ответил дедушка. - Только вот что я думаю: вдруг спросят на улице, за что тебе орден дали? Ты и не знаешь...
- А за что тебе дали? - спросил внук.
- Расскажу, - сказал дедушка. - Меня ранило в руку. А в это время фашистский танк хотел раздавить мою пушку. Но я выстрелил и подбил его.
- Очень простой рассказ, - сказал Игорек. - Я все запомнил.
- Вот и хорошо, - вздохнул дедушка. - Иди гуляй.
Вышел Игорек на улицу. С орденом. Тут соседка тетя Маша его спрашивает:
- Это за что же тебе орден дали?
Игорек отвечает слово в слово:
- Меня ранило в руку. А в это время фашистский танк хотел раздавить мою пушку. Но я выстрелил и подбил его.
- Какой ты герой! - говорит тетя Маша. - Даже раненый, стрелял! А в какую руку ранило? В правую или в левую?
- Не знаю, - растерялся Игорек.
- Но это просто узнать, - говорит тетя Маша. - На какой след от пули, ту и ранило. Давай вместе посмотрим.
Ничего не этот раз не ответил Игорек. Побежал к дедушке - орден отдавать.

Физминутка «Как солдаты»

Встали ровненько, ребята,

Пошагали как солдаты.

Влево, вправо наклонись,

На носочках потянись.

Раз - рывок,

Два - рывок,

Отдохнул ли ты, дружок?

Отдохнули? А теперь давайте вспомним наше произведение и поговорим о нем. И так я хочу проверить, какими внимательными слушателями вы являетесь.

    Понравился вам рассказ? Чем?

    Назовите героев рассказа.

    Почему рассказ называется «Дедушкин орден»?

    Какие военные вещи сохранились у дедушке?

    Кто завладел дедушкиными вещами?

    Как Игорек использовал полевую сумку и котелок?

    За что дедушка получил орден?

    Где дедушка хранил орден?

Молодцы. Внимательно слушали рассказ. Итак, дети о чем мы сегодня говорили? Правильно о войне, о том как наши солдаты защищали нашу Родину. Так «Что такое День Победы?»

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты.

Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?

Это песни за столом,

Это речи и беседы,

Это дедушки альбом.

Это фрукты и конфеты,

Это запахи весны…

Что такое День Победы?

Это значит – нет войны!

Историческая память это и есть связующая нить поколений. Эту память хранят люди, эту память мы храним в наших сердцах. В честь памяти о людях, о героях, не вернувшихся с войны люди надевают георгиевскую ленту.

Анатолий Митяев

ЗЕМЛЯНКА

Землянка

Всю ночь артиллерийский дивизион мчался по шоссе к фронту. Было морозно. Луна освещала редкие лесочки и поля по краям дороги. Снежная пыль клубилась за автомобилями, оседала на задних бортах, покрывала наростами чехлы пушек. Солдаты, дремавшие в кузове под брезентом, прятали лица в колючие воротники шинелей, прижимались плотнее друг к другу.

В одном автомобиле ехал солдат Митя Корнев. Ему было восемнадцать лет, и он ещё не видел фронта. Это непростое дело: днём быть в тёплой городской казарме далеко от войны, а ночью оказаться на фронте среди морозных снегов.

Ночь выдалась тихая: не стреляли пушки, не взрывались снаряды, не горели ракеты в небе.

Поэтому Митя не думал о сражениях. А думал он о том, как могут люди всю зиму пробыть в полях и лесах, где нет даже плохонькой избушки, чтобы отогреться и переночевать! Это тревожило его. Ему казалось, он непременно замёрзнет.

Наступил рассвет. Дивизион свернул с шоссе, проехал полем и остановился на опушке соснового бора. Автомобили один за другим медленно пробирались между деревьями в глубь бора. Солдаты бежали за ними, подталкивали их, если колёса буксовали. Когда в посветлевшем небе появился немецкий самолёт-разведчик, все машины и пушки стояли под соснами. Сосны укрыли их от вражеского лётчика мохнатыми ветками.

К солдатам пришёл старшина. Он сказал, что дивизион будет стоять тут не меньше недели, поэтому надо строить землянки.

Мите Корневу поручили самое простое дело: очистить площадку от снега. Снег был неглубокий. На лопату Мите попадали шишки, опавшая хвоя, зелёные, будто летом, листики брусники. Когда Митя задевал лопатой землю, лопата скользила по ней, как по камню.

«Как же в такой каменной земле копать яму?» - думал Митя.

Тут пришёл солдат с киркой. Он долбил в земле канавки. Ещё один солдат всаживал в канавки лом и, налегая на него, отковыривал большие заледеневшие куски. Под этими кусками, как мякиш под жёсткой коркой, был рыхлый песок.

Старшина ходил я глядел, всё ли делается правильно.

Не кидай песок далеко, - сказал он Мите Корневу, - пролетит фашистский разведчик, увидит в белом лесу жёлтые квадраты, вызовет по радио бомбардировщиков… Достанется на орехи!

Когда широкая и длинная яма стала Мите по пояс, в середине прокопали канаву - проход. По обе стороны от прохода получились нары. У краёв ямы поставили столбы, на них прибили бревно. Вместе с другими солдатами Митя пошёл рубить слежки.

Слежки клали одним концом на бревно, другим- на землю, так же, как делают шалаш. Потом их закидали лапником, на лапник положили мёрзлые земляные глыбы, глыбы засыпали песком и для маскировки припорошили снегом.

Иди за дровами, - сказал старшина Мите Корневу, - наготовь побольше. Чуешь, мороз крепчает! Да руби только ольху и березу - они и сырые хорошо горят…

Митя рубил дрова, его товарищи в это время застелили нары мелким мягким лапником, прикатили в землянку железную бочку. В бочке было две дыры одна снизу, чтобы класть дрова, другая сверху, для трубы. Трубу сделали из пустых консервных банок. Чтобы не было видно ночью огня, на трубе укрепили козырёк.

Первый фронтовой день Мити Корнева прошёл очень быстро. Стемнело. Мороз усилился. Снег скрипел под ногами часовых. Сосны стояли будто окаменевшие. В синем стеклянном небе мерцали звёзды.

А в землянке было тепло. Жарко горели ольховые дрова в железной бочке. Только иней на плащ-палатке, которой завесили вход в землянку, напоминал о лютом холоде. Солдаты расстелили шинели, под головы положили вещевые мешки, укрылись шинелями и уснули.

«До чего же хорошо спать в землянке!» - подумал Митя Корнев и тоже уснул.

Но спать солдатам пришлось мало. Дивизиону было приказано немедля отправиться на другой участок фронта: там начались тяжёлые бои. В небе ещё дрожали ночные звёзды, когда автомобили с пушками стали выезжать из леса на дорогу.

Дивизион мчался по шоссе. Клубилась снежная пыль за автомобилями и пушками. В кузовах на ящиках со снарядами сидели солдаты. Они прижимались друг к другу потеснее и прятали в колючие воротники шинелей липа, чтобы не так жгло морозом.

Мешок овсянки

В ту осень шли долгие холодные дожди. Земля пропиталась водой, дороги раскисли. На просёлках, увязнув по самые оси в грязи, стояли военные грузовики. С подвозом продовольствия стало очень плохо.

В солдатской кухне повар каждый день варил только суп из сухарей: в горячую воду сыпал сухарные крошки и заправлял солью.

В такие-то голодные дни солдат Лукашук нашёл мешок овсянки. Он не искал ничего, просто привалился плечом к стенке траншеи. Глыба сырого песка обвалилась, и все увидели в ямке край зелёного вещевого мешка.

Ну и находка! - обрадовались солдаты. Будет пир горой… Кашу сварим!

Один побежал с ведром за водой, другие стали искать дрова, а третьи уже приготовили ложки.

Но когда удалось раздуть огонь и он уже бился в дно ведра, в траншею спрыгнул незнакомый солдат. Был он худой и рыжий. Брови над голубыми глазами тоже рыжие. Шинель выношенная, короткая. На ногах обмотки и растоптанные башмаки.

Эй, братва! крикнул он сиплым, простуженным голосом. - Давай мешок сюда! Не клали - не берите.

Он всех просто огорошил своим появлением, и мешок ему отдали сразу.

Да и как было не отдать? По фронтовому закону надо было отдать. Вещевые мешки прятали в траншеях солдаты, когда шли в атаку. Чтобы легче было. Конечно, оставались мешки и без хозяина: или нельзя было вернуться за ними (это если атака удавалась и надо было гнать фашистов), или погибал солдат. Но раз хозяин пришёл, разговор короткий - отдать.

Солдаты молча наблюдали, как рыжий уносил на плече драгоценный мешок. Только Лукашук не выдержал, съязвил:

Вон он какой тощий! Это ему дополнительный паёк дали. Пусть лопает. Если не разорвётся, может, потолстеет.

Наступили холода. Выпал снег. Земля смёрзлась, стала твёрдой. Подвоз наладился. Повар варил в кухне на колёсах щи с мясом, гороховый суп с ветчиной. О рыжем солдате и его овсянке все забыли.

Готовилось большое наступление.

По скрытым лесным дорогам, по оврагам шли длинные вереницы пехотных батальонов. Тягачи по ночам тащили к передовой пушки, двигались танки.

Готовился к наступлению и солдат Лукашук с товарищами.

Было ещё темно, когда пушки открыли стрельбу. Посветлело в небе загудели самолёты. Они бросали бомбы на фашистские блиндажи, стреляли из пулемётов по вражеским траншеям.

Самолёты улетели. Тогда загромыхали танки. За ними бросились в атаку пехотинцы. Лукашук с товарищами тоже бежал и стрелял из автомата. Он кинул гранату в немецкую траншею, хотел кинуть ещё, но не успел: пуля попала ему в грудь. И он упал.

Лукашук лежал в снегу и не чувствовал, что снег холодный. Прошло какое-то время, и он перестал слышать грохот боя. Потом свет перестал видеть - ему казалось, что наступила тёмная тихая ночь.

Когда Лукашук пришёл в сознание, он увидел санитара.

Санитар перевязал рану, положил Лукашука в лодочку - такие фанерные саночки.

Елена Мирошниченко
ННОД по развитию речи. Прочтение рассказа «Дедушкин орден» А. Митяева

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 195»

350080 Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар Карасунский внутригородской округ ул. Симферопольская 36, телефон-факс : 8(861) 236-88-11, 232-17-72

Электронный адрес : [email protected]

Конспект

ННОД по развитию речи «Дедушкин орден »

Воспитатель : Мирошниченко Е. С.

Краснодар 2017г.

Конспект ННОД в старшей группе «По развитию речи прочтение рассказа «Дедушкин орден » А. Митяев .

Цель : Познакомить с произведением «Дедушкин орден » А. Митяева . Расширить знания детей о Защитниках Отечества; формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии. Активизировать словарь детей. Развивать любознательность .

Материал : Художественная книга А. Митяева «Дедушкин орден »

Программное содержание : Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к Защитникам Отечества.

Предварительная работа : беседы с детьми о празднике 23 февраля, рассматривание военных фотографий , иллюстраций, чтение рассказов и стихов , разучивание наизусть стихотворений и песен о военных профессиях.

Воспитатель : Правильно День Защитника Отечества.

Воспитатель : Защитники – это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Это ваши папы, дедушки , дяди, которые служили в армии. Еще в давние времена воины не боялись с мечом в руках сражаться за свою Родину. На нашей земле было много сражений, но наши солдаты – наши защитники, всегда давали отпор вражескому войску. В этот день – 23 февраля чествуют всех, кто защищал свою родину в трудные годы, да и тех кто и сегодня стоит на страже мира. Наша страна Россия занимает очень большую территорию, и имеет разные роды войск какие вы знаете?

Дети : Наземные границы охраняют пограничники, танкисты. Пограничники несколько раз в день обходят границы и если нужно вступят в бой с нарушителями. Танкисты несут службу на танках. Воздушные границы охраняют лётчики на военных самолётах и вертолётах. Морские границы защищают военные моряки, они несут службу на кораблях и подводных лодки.

Физкультминутка :

Раз_ два – аты - баты,

Три – четыре – мы солдаты,

Маршируем как пехота.

Раз – два – повороты.

В кабину сели самолета,

Три – четыре – мы пилоты.

Вниз – вверх, вниз – вверх,

Наши крылья лучше всех.

А теперь на кораблях,

Мы качаемся в волнах,

Сквозь бинокль вдаль посмотрим –

Нелегко служить на флоте.

Воспитатель : правильно ребята вы сказали. Военная служба опасна и трудна и если воин солдат выполнил опасное задание его обязательно наградят почетной грамотой и орденом . Вот послушай рассказ , который называется «Дедушкин орден » а написал его А. Митяев .

Воспитатель : О ком был рассказ ? Как звали мальчика? Кто встретил его на улице? Перескажите отрывок из встречи Игоря и тети Оли . По вашему мнению, правильно сделал Игорь, в конце рассказа вернув орден ?

Воспитатель : О каком празднике мы сейчас говорили. Какие роды войск вы запомнили и знаете? За какие заслуги дают ордена ?

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа по картине «Куры» Старший возраст (5-6 лет) «Составление рассказа по картине «Куры»» Веселова Александра Владимировна воспитатель МБДОУ «Детский сад» № 47.

Конспект НОД по развитию речи (подготовительная группа) «Составление рассказа по картинкам» 1. Орг. момент -Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся! 2.-Ой, ребята, что это за звук? Слышите? Кто-то бубнит, не слышите?.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательно рассказа об игрушке» Цель: учить детей составлять описательный рассказ об игрушке по примеру воспитателя и с его не большой помощью,продолжать учить детей отвечать.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа об игрушке» Направление: познавательное, речевое. Основная познавательная область: коммуникация. Интеграция образовательных областей: коммуникация,.

Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Конспект ООД Развитие речи: ознакомление детей с художественной литературой

1941-1945

Чтит великий День Победы Наша славная страна. В День Победы наши деды Надевают ордена. Мы про первый День Победы Любим слушать их рассказ – Как сражались наши деды За весь мир и за всех нас! Л. Некрасова

СТраницЫ

ВеликОЙ ПОБЕДЫ


Читаем в школьной библиотеке книги о войне

К 70- летию Великой Победы

«Я к вам обращаюсь, товарищи дети: Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома, Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!»

(В.Маяковский)

С.Баруздин

Анатолий Митяев

Анатолий Васильевич Митяев родился 12 мая 1924 года в селе Ястребки Рязанской области. Закончив 9-й класс в подмосковнойм г.Клязьме, подал документы в лесной техникум. Летом 1942 года записался добровольцем на фронт, и уже на третий день пребывания в армии был в бою. Служил орудийным номером в гвардейском миномётном дивизионе.

Сегодня мы с вами будем читать книгу о войне, а написал ее писатель Анатолий Митяев. Анатолий Митяев сражался на многих фронтах, участвовал во многих сражениях, был ранен, контужен. А после войны, когда пришло время выбирать мирный жизненный путь, он выбрал журналистику. Сначала была районная газета в Пушкино, потом – «Пионерская правда» и журнал «Мурзилка». Большинство книг этого талантливого детского писателя написано для старших дошкольников и младших школьников. Анатолий Митяев - писатель разножанровый. Есть у него сказки, рассказы для самых маленьких, пересказы русских былин, книги о войне. Один из его рассказов мы сегодня прочитаем. Итак, Анатолий Митяев «Дедушкин орден» Содержание книги: Треугольное письмо Серьги для ослика Длинное ружьё Опасный суп Отпуск на четыре часа Кто брал Берлин

О себе в дни войны Митяев сообщает скупо: " Летом 1942 года записался добровольцем. На третий день пребывания в армии был в бою. Служил орудийным номером в 513-м отдельном гвардейском минометном дивизионе" . Вот и все. Но, скромно умалчивая о себе, о героях Великой Отечественной он написал много и интересно. В книгу вошли рассказы, которые писатель считал энциклопедией военной жизни.


Редакторская деятельность

В 1950–1960 годах Митяев был ответственным секретарём газеты «Пионерская правда»


1960 – 1972 г.г

А. Митяев - главный редактор детского журнала «Мурзилка».


Позднее А.В.Митяев возглавлял редакцию студии «Союзмультфильм»

Мультфильмы по сценариям Митяева: «Потерялась внучка», «Пингвины», «Чужие краски», «Приключения Точки и Запятой», «Три пирата», «Шесть Иванов – шесть капитанов».


Произведения А. Митяева

«Книга будущих командиров» – самая известная работа Анатолия Васильевича Митяева. Она переиздавалась несколько раз и была невероятно востребована мальчишками. Она уводила в другие времена и далекие страны, обещала захватывающие и будоражащие воображение приключения. Ребята, листая страницы, мечтали стать полководцами, совершать подвиги, гордились страной и героями, которые в ней жили. Может быть, именно таких книжек не хватает сегодняшним мальчишкам?


Произведения А. Митяева,

посвященные Великой Отечественной войне

Дорогой друг! Я расскажу тебе о войне с фашистами. Расскажу совсем немного - шесть случаев из жизни солдат на фронте. Случаи эти - только капли в бескрайнем море солдатских подвигов, ведь с фашистами воевали миллионы советских людей, и каждый вложил свой ратный труд в победу. Великая Отечественная война началась летом 1941 года, кончилась весной 1945 года. За это время скворцы четыре раза улетали от нас в тёплые края и четыре раза возвращались к родным скворечням. Ребятишки, поступившие в первый класс в первом военном году, к концу войны заканчивали начальную школу. И всё долгое-долгое это время не утихали кровопролитные бои, жестокие сражения. Враг был сильный. Ему удалось далеко пройти на нашу землю. Нужна была величайшая храбрость, нужно было воинское умение и нужен был самоотверженный труд, чтобы выбросить захватчиков из пределов Родины и окончательно добить их на их же земле.


Рассказы О войнЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Наряду с опытными командирами и воинами в этой войне участвовали и молодые ребята, только что закончившие школу. Каково им было, юным и неопытным, можно узнать, прочитав рассказ А. Митяева «Землянка»


Чтит великий День Победы

Наша славная страна.

В День Победы наши деды

Надевают ордена.

Мы про первый День Победы

Любим слушать их рассказ –

Как сражались наши деды

За весь мир и за всех нас!

Л. Некрасова

А. Митяев

«Дедушкин орден»

ОРДЕН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

I степени


А.Митяев

дедушкин орден

Война была давно, но у дедушки есть военные вещи: ремень с медной пряжкой, полевая сумка и котелок. Это только говорится, что вещи у дедушки. На самом деле ими завладел внук Игорёк. Ремень пришлось наполовину укоротить, и внук подпоясывается им, когда идёт на улицу.

В полевой сумке лежат цветные карандаши. Котелок тоже продолжает службу, начатую на войне: внук отказался есть из тарелки, суп ему наливают в котелок, а кашу накладывают в крышку котелка – как настоящему солдату.


А.Митяев

дедушкин орден

У дедушки есть еще кое-что с войны. Орден у него есть.

Как-то внук и говорит:

- Дедушка, давай я орден буду носить. Всё равно он лежит в шкатулке бесполезно.

Помолчал дедушка, головой покачал, но согласился.

Обрадовался Игорёк. Не ждал такого подарка. На всякий случай спросил:

- А тебе не жалко? Если очень жалко, я отдам.

- Нет, не жалко , - ответил дедушка. - Только вот что я думаю: вдруг спросят на улице, за что тебе орден дали? Ты и не знаешь!


А.Митяев

дедушкин орден

- А за что тебе дали? – спросил внук.

- Расскажу, - сказал дедушка. - Меня ранило в руку. А в это время фашистский танк хотел раздавить мою пушку. Но я выстрелил и подбил его.

- Очень простой рассказ, - сказал Игорёк, - Я всё запомнил.

- Вот и хорошо, - вздохнул дедушка, - Иди гуляй.

Вышел Игорёк на улицу. Тут соседка тётя Оля его спрашивает:

- Это за что же тебе орден дали?


А.Митяев

дедушкин орден

Игорёк отвечает слово в слово:

- Меня ранило в руку. А в это время фашистский танк хотел раздавить мою пушку. Но я выстрелил и подбил его.

- Какой ты герой! – говорит тетя Оля. – Даже раненый стрелял. А в какую руку тебя ранило? В правую или в левую?


Международная акция

А.Митяев

дедушкин орден

- Не знаю, – растерялся Игорёк.

- Ну, это просто узнать – говорит тетя Оля. – На какой след от пули, ту и ранило. Давай вместе посмотрим.

Ничего на этот раз не ответил Игорек. Побежал к дедушке – орден отдавать.


Давайте ответим на вопросы:

  • Почему рассказ называется «Дедушкин орден»?
  • Понравился ли вам рассказ? Чем?
  • Какие военные вещи сохранились у дедушки?
  • Кто завладел дедушкиными вещами?
  • Как Игорёк использовал полевую сумку и котелок?
  • За что дедушка получил орден?
  • Почему Игорёк побежал орден дедушке отдавать?
  • У кого из вас, ребята, на войне воевал дедушка или прадедушка?
  • О чем бы вы хотели поговорить с ними, если бы они были живы?
  • Какие рассказы о Великой Отечественной войне вы читали?

Домашнее задание : нарисуйте рисунки по произведению, которое мы читали


Словарная работа

Орден - знак отличия, государственная награда за особые заслуги. В Российской Федерации учреждение орденов и награждение ими производится указами президента Российской Федерации. Лица, награжденные орденами, пользуются особыми правами и льготами.

Полевая сумка - сумка из твердой кожи для карт, записных книжек, компаса, носилась на поясном ремне лицами командного состава.

Котелок - небольшой металлический сосуд с ручкой и глубокой крышкой, употребляемый в полевых условиях для варки пищи или еды из него.


Растаял утренний туман, Красуется весна... Сегодня дедушка Иван Начистил ордена. Мы вместе в парк идем Встречать Солдат, седых, как он. Они там будут вспоминать Свой храбрый батальон. Там по душам поговорят О всех делах страны, О ранах, что еще болят С далеких дней войны.

Г.А. Ладонщиков


Я не знаю войны, но мой дед воевал, Он рассказывал мне о жестоких боях. Как на Ладоге мерзли и гибли во льдах, Где солдат был друг другу родной, словно брат, И таким же родным был герой Ленинград. Разве все описать? Где отыщешь слова? В 20 лет поседела его голова. Той беде имя жуткое дали – война, На нее поднялась вся большая страна, Миллионы людей в той войне полегли, Чтобы мы на земле появиться могли, Чтобы счастливо жили, учились, росли. Ветераны, забудьте войну, будто сон. И от всех поколений вам низкий поклон.

(И.Четвертановская)



Источники:

  • Митяев, А.В. Подвиг солдата: рассказы о Великой отечественной войне/ А. В. Митяев. -Москва: Издательство Оникс,2010 г.-160с.:ил.- (Библиотека Российского школьника)
  • Митяев, А.В.Сегодня праздник: рассказ/А. В. Митяев.-Москва: Детская лит.,1981 г.-55с.:ил.
  • http://images.yandex.ru

Читаем детям о войне

Главная цель Акции «Читаем детям о войне» – воспитание патриотических чувств у детей и подростков на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне. Час громкого чтения произведений о войне, написанных для детей и подростков, помогает участникам осознать важность сохранения памяти о переломных событиях в истории Отчизны, почувствовать и понять боль своих соотечественников, переживших те страшные годы, воспитать любовь к Родине.

Сегодня мы начинаем читать ребятам вслух лучшие образцы художественной литературы, посвященные событиям 1941-1945 годов и великому человеческому подвигу. Сегодня мы читали солдатскую сказку К. Паустовского "Похождения жука-носорога", рассказ А. Митяева "Дедушкин орден" и детские письма из книги "Нам доверена память".

Прочитайте и вы!

ДЕДУШКИН ОРДЕН

Война была давно, но У дедушки есть военные вещи: ремень с медной пряжкой, полевая сумка и котелок.

Это только говорится, что вещи у дедушки. На самом деле ими завладел внук Игорек. Ремень пришлось наполовину укоротить, и внук подпоясывается им, когда идет на улицу. В полевой сумке лежат цветные карандаши Игорька. Котелок тоже продолжает службу, начатую на войне: внук отказался есть из тарелки, суп ему наливают в котелок, а кашу накладывают в крышку котелка - как настоящему солдату.

У дедушки есть еще кое-что с войны. Орден у него есть.

Как-то внук и говорит:

Дедушка, давай я орден буду носить. Все равно он лежит в шкатулке бесполезно.

Помолчал дедушка, головой покачал, но согласился:

Что же, носи...

Обрадовался Игорек. Не ждал такого подарка. На всякий случай спросил:

А тебе на жалко? Если очень жалко, я отдам.

Нет, не жалко, - ответил дедушка. - Только вот что я думаю: вдруг спросят на улице, за что тебе орден дали? Ты и не знаешь...

А за что тебе дали? - спросил внук.

Расскажу, - сказал дедушка. - Меня ранило в руку. А в это время фашистский танк хотел раздавить мою пушку. Но я выстрелил и подбил его.

Очень простой рассказ, - сказал Игорек. - Я все запомнил.

Вот и хорошо, - вздохнул дедушка. - Иди гуляй.

Вышел Игорек на улицу. С орденом. Тут соседка тетя Маша его спрашивает:

Это за что же тебе орден дали?

Игорек отвечает слово в слово:

Меня ранило в руку. А в это время фашистский танк хотел раздавить мою пушку. Но я выстрелил и подбил его.

Какой ты герой! - говорит тетя Маша. - Даже раненый, стрелял! А в какую руку ранило? В правую или в левую?

Не знаю, - растерялся Игорек.

Но это просто узнать, - говорит тетя Маша. - На какой след от пули, ту и ранило. Давай вместе посмотрим.

Ничего не этот раз не ответил Игорек. Побежал к дедушке - орден отдавать.

Рекомендуем почитать

Наверх