Благовещенский мужской монастырь мангуп. Мангуп. Северный монастырь. Святыни пещерной обители

Выращивание 03.09.2022
Выращивание

October 21st, 2011 , 08:02 pm

Южный монастырь Мангупа расположен несколько в стороне от основных сооружений, размещенных на горном плато, и ниже уровнем. Чтобы спуститься к Южному монастырю, нужно преодолеть несколько крутых опасных спусков, которые чередуются с горячими от солнца, шатающимися деревянными лестницами. Последний опасный поворот пройден, и вот передо мной возник монастырь, который вырублен в скале, нависающей над Адым-Чокракской долиной. Путь к храму был нелегок, однако теперь, стоя на этих уступах - на первый взгляд очень хрупких, но на самом деле выдержавших миллионы паломников - и вдыхая воздух необычайной чистоты и даже ощущаемой в нем высоты, я начинаю чувствовать себя уже немного подготовленной для того, чтобы войти в храм, который так близок к небу и так труднодоступен для земной повседневной жизни.

Храм принимает всех. Это веками намоленное место радушно открывает свои врата перед всеми путниками, чьи взоры устремлены ввысь. Монастырь существует с VI века. Основали его готы - остатки готских дружин и сопровождавшие их монахи, которые приняли христианство не от Византии, а напрямик из Иерусалима. Христианизация Крымской Готии произошла очень рано: Святое Писание было переведено на готский еще в IV веке. Труднодоступное для врагов горное плато Мангуп привлекало людей и в более ранние эпохи: археологами найдены следы жизни времен энеолита.

В VI веке город на горе Мангуп получил название «Дорос» и стал центром области Дори - будущего княжества Феодоро. «Феодоро» переводится с греческого языка как «дар Божий», и действительно это княжество было щедрым подарком Господа. Веками Феодоро активно взаимодействовало в торговле и военном деле с Византией, держало в страхе остальные крымские государства, постоянно соперничало с генуэзцами за право обладания военными крепостями. Но и оно пало. Подобно другим мощным государствам Феодоро не выдержало в XV веке натиска турков.
Если татары относились к памятникам христианской культуры более или менее терпимо, то турки причиняли церквям часто непоправимый ущерб. Южный монастырь пострадал, однако всё же не так сильно, как пещерный комплекс Челтер-Коба. В мангупской церкви сохранились даже фрагменты фресковой живописи, тщательно прикрываемой сейчас для сохранности иконами.

Название «Южный монастырь» можно встретить только в путеводителях, в реальности же монастыри всегда возводят и называют в честь какого-то христианского праздника или святого. Мангупский мужской монастырь носит имя Благовещенского.
В монастыре живет только один монах - отец Олег. Когда я поднялась по пещерной галерее и лестнице, ведущей в монастырь, я встретила монаха (или он встретил меня?) прямо у входа в церковь. В его приеме чувствовались особые теплота и сердечность. Монах сразу же заговорил со мной, и казалось, что он всё про меня знает, по крайней мере, он доподлинно знал о моих страхах и переживаниях.
Отец Олег рассказал, что в этой церкви Благовещенского монастыря княжества Феодоро хранится икона Богоматери Федоровской - покровительницы рода Романовых. Посетила ли монаршая семья Благовещенский монастырь в Мангупе - остается неизвестным. Краеведы ищут какие-то сведения об этом факте, но, к сожалению, находят только документальные подтверждения других горных крымских путешествий Романовых. Скорее всего, до Мангупа они так и не добрались, так как это было бы для них весьма тяжело. Однако теперь в стенах церкви висят портреты (не иконы) царской четы.

Монастырь обладает еще одной ценностью - чудотворной иконой Богоматери Скоропослушницы, которая многих исцелила от тяжелейших болезней. Помолиться и поклониться этой иконе в Мангуп приезжают тысячи паломников с разных концов нашей планеты. Эта икона является списком с чудотворной афонской иконы Богоматери Скоропослушницы. Это древний чудотворный образ находится в монастыре Дохиар. Монастырское предание относит время ее написания к Х веку, ко времени жизни настоятеля обители святого Неофита. С этой иконой связывают такую историю. В 1664 году трапезарь Нил, проходя в ночное время в трапезную с зажженной лучиной, услышал от образа Богородицы, висевшего над дверью, голос, призывающий его впредь здесь не ходить и не коптить икону. Монах подумал, что это кто-то из братьев шутит над ним, и продолжал ходить в трапезную с коптящей лучиной. Внезапно он ослеп. И вот, в горьком раскаянии начал Нил молиться перед иконой Божьей Матери, умоляя о прощении. И, о счастье! Он услышал чудный голос, возвещающий о прощении и исцелении. Называют с тех пор эту икону Скоропослушницей, так как она являет скорую помощь и утешение всем страждущим, обращающимся к Ней с верой и мольбой.

Село Ходжи-Сала (где я ночевала) рядом с Мангупом.

Вид с обеденного стола:) Село Ходжи-Сала.

Отец Олег предложил почитать мне что-нибудь из молитвослова. После чтения он повернулся ко мне и, глядя в глаза, стал рассказывать о моей жизни, о том, что меня беспокоит и как это преодолеть, на какой путь выйти и как подавить в себе страхи. Из пещерной церкви я вышла просветленной.

Когда я покидала монастырь, он, назвав мое имя, несколько раз сказал мне вслед: «Всё будет хорошо». Теперь я ничего не боюсь.

P.S. Начало истории, посвященное монастырю Челтер-Коба и Сюйреньской крепости можно почтитать

19.09.2015

Свято-Благовещенский пещерный мужской монастырь.
Мужской монастырь расположен 20-ю метрами ниже уровня Мангупского плато и спуск к нему с плато довольно резкий - по валунам. Сам монастырь находится на возвышенности в 210 метров над остальной долиной и подниматься из которой к нему достаточно трудоемко, но интересно.

У подхода к монастырю заметны выложенные камнем клумбы, за которыми ухаживают послушники. С этой высоты открывается отличный пейзаж и становится ясно, почему люди создают монастыри в столь непригодных для жизни местах.

Помещения монастыря устроены из гротов пещерных городов VI века. Интересно смотрятся вмонтированные в небольшие отверстия верхних ярусов пещер современные окна, за которыми стоят домашние цветы. В монастыре имеется звонница и большой грот, видимо, служивший когда-то для собраний.

Карта

Где находится Св.Благовещенский мужской монастырь? Все просто, посмотрите отметку на карте, запишите адрес или 44°35.406′, 33°48.166′ , почитайте схему проезда под картой. Вам следует обязательно посетить это место!

Как добраться на Св.Благовещенский мужской монастырь

Фото

Св.Благовещенский мужской монастырь

Свято-Благовещенский пещерный мужской монастырь – религиозное монашеское учреждение. Входит в состав Симферопольской и Крымской епархии канонической Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата). Больше известен, как Благовещенский монастырь на Мангуп-Кале.

Благовещенский монастырь на Мангуп-Кале

Располагается православная святыня на горе Мангуп, в пределах 25 км от бывшей столицы Крымского ханства, города Бахчисарая неподалеку от сел Терновка (Севастопольское направление) и Залесное (Бахчисарайское направление). Добраться можно как из города федерального значения Севастополь, так и из Бахчисарая. Возможно, будет удобно посетить обитель через экскурсионное бюро, предлагающее посетить Мангуп-Кале. Как правило, экскурсоводы заводят экукурсантов в эту обитель. Но лучше воспользоваться услугами паломнических центров либо частных паломниковедов, которые целенаправленно вас туда отведут, мимо ходом посещая цитадель и само городище древней столицы православного княжества. Но до обители добраться непросто, поскольку нет шоссейного сообщения с ней. Чтоб посетить древнее монашеское общежитие, необходимо преодолеть подъем на гору.

В монастырь можно добраться двумя путями: со стороны трассы, ведущей в Бахчисарай от села Терновка и с самого плато, тропа на который веден мимо Мангупского озера (недалеко от села Хаджи-сала). В первом случае вам предстоит подняться с долины вверх на 200 метров, во-втором, спуститься лишь на 20 метров с плато (но на это плато всеже придется подняться). Проще, наверное, подниматься из долины, поскольку во втором случае вам придется преодолеть хоть и кратковременный, но резкий и непростой спуск по камням. Правда, обрамляют эту каменную лестницу в наиболее опасных местах деревянные перила.

Вы попадаете на естественное углубление в скале. Этот грот служит своеобразным входом к главной святыне монастыря – церкви Балговещения Пресвятой Богородицы. На этом дворике имеются в наличии платки и юбки, которые, при необходимости, чтобы иметь соответствующий вид в одители, можно взять на прокат бесплатно.

Свято-Благовещенский монастырь имеет в своем распоряжении два пещерных храмовых комплекса, которые раскинулись в два яруса. Всего насчитывается окло двадцати пещер. Назначение этих помещений различны: кельи для монашестующих (западная часть обители ими снабжена), хозяйственные помещения, места собраний, храмы и так далее.

Все пещеры – искусственные. Они вырыты человеком ещё в VI веке от Рождества Христова, хотя окончательное оформление православной обители состоялось лишь ХIV столетии. До этого местные пещеры населяли монахи-отшельники. Есть сведения, что поблизости проживали также исихасты – это особые монашествующие, которые берут на себя обет непрестанной молитвы Иисусовой.

Храмы и святыни. Благовещенский монастырь на Мангуп-Кале

Главная церковь находится в восточной части. Она по размера освсем небольшая, намного меньше обычных современных храмов. В ней сейчас уже совершаются богослужения. Вблизи в нишах расположены иконы и свечи, которые иногда зажигают ночью. В самой церкви обнаруживаются две гробницы, вытесанные в полу. Возможно, там похоронили известных на тот момент монахов либо кого-то из местных князей. Храм оборудован небольшой колокольней.

Благовещенский монастырь на Мангуп-Кале обладает некоторыми святынями. Одна из них — Богоявленский источник, который до недавнего времени продолжал давать воду. Другая важная святыня, находящаяся здесь, икона Божьей Матери, именуемая «Скоропослушницей». Ещё одна религиозная реликвия — старинные фрески XIV – XV веков, которыми украшена апсида в алтаре и арка. Они были изучены в ХХ столетии в 50-х годах археологами и искусствоведами и даже частично отреставрированы. На алтарной стене изображен Христос на троне.


Предположительно, древние монашеские келии

Монашеская жизнь на долгие годы прекратилась в этой древней обители с экспансией турецких войск на Крымский полуостров в 1475 году. Три столетия обитель была в полном либо частичном запустении. С присоединением Крыма к Российском империи в 1783 году, монашество в здешних местах возобновилось,но вновь пресеклось в ХХ столетии с приходом большевиков к власти. И лишь в 90х годах прошлого столетия начались проводиться первые попытки к возрождению поруганной святыни.

В этом важном духовном центре былого княжества Феодоро несут монашеское послушание всего несколько человек, а постоянным насельников является лишь один – настоятель. Условия жизни в скалах тяжелы и непривычны для современного человека. Тем не менее, возрождаются скальные храмы, налаживается иноческий быт. Обитель украшена немногочисленными, но ухоженными клумбами.

Завораживающий пейзаж предстанет перед вашим взором у этой святыни. Вид на огромные пространства высот Внутренней гряды Крымских гор не оставят вас равнодушными. Таков Благовещенский монастырь на Мангуп-Кале. Кстати, эта обитель имеет некоторое отношение к духовным центрам Крымской земли, с которыми я вас приглашаю познакомиться.

Пещерные монастыри привлекают многих туристов и паломников своим необычным и живописным видом. Особенно восхищает, когда это не музеи, а настоящие действующие обители, жизнь в которых не прекращается до наших дней. Среди подобных чудес, можно выделить Свято-Благовещенский монастырь в Крыму, основанный еще на рубеже ХІV-ХV веков.

Благовещенский мужской монастырь на горе Мангуп

История и география

Благовещенская обитель расположена на склоне горы Мангуп, на 20 метров ниже Мангупского плато. Над долиной монастырь возвышается на 210 метров, над уровнем моря - на 400. Весь монастырский комплекс представляет собой двухъярусный ряд пещер, вырезанных в скале. Всего их двадцать.

Эти пещеры были созданы монахами еще в VI веке, как полагают историки . В горной части полуострова Крым есть немало древних пещерных монастырей и городов. Когда-то местные жители любили селиться на труднодоступных возвышенностях, поскольку они лучше защищены. Это был аналог европейских феодальных замков.

Свято-благовещенский мужской монастырь

Хотя пещеры появились намного раньше, сам Благовещенский монастырь был основан уже в ту эпоху, когда его территория относилась к землям православного княжества Феодорово.

Интересно! Это княжество находилось под влиянием Византийской империи и просуществовало с 13 до середины XV века, а затем было взято османами. Вместе с ним прекратила существование и Благовещенская обитель.

После этого святые пещеры опустели на целых 500 лет. Но окончательно о них не забыли. В XX веке это дивное по красоте место стало привлекать туристов. Правда, ничего хорошего эти посещения монастырю не принесли.

Читайте о других древних обителях Крыма:

  • Свято-Троицкий Симферопольский монастырь
  • Мужской монастырь святого Феодора Стратилата в Бахчисарае
  • Топловский женский монастырь Святой Параскевы

Поскольку, за сохранностью пещер никто не наблюдал, туристы причинили памятнику немалый вред. Например, выцарапывали на фресках XIV века надписи, вроде «здесь были мы». Во многом благодаря деятельности туристов, к нашему времени от этих фресок почти ничего не осталось.

Наконец, в 90-х годах было принято решение возобновить в обители монашескую жизнь. Наступил новый период в существовании монастыря.

Святыни пещерной обители

Престольный праздник - Благовещенье Пресвятой Богородицы - 7 апреля.

Читайте о других Богородичных праздниках:

Благовещенский мужской монастырь на Мангупе

Как добраться до монастыря

Обитель находится чуть южнее села Залесное. Добраться туда можно из Бахчисарая и Севастополя. Самый сложный отрезок дороги - это последние десятки метров, когда нужно либо подниматься, либо спускаться к монастырю.

Попасть в обитель с южной стороны можно, если преодолеть 200 метров, поднимаясь по специально проложенной тропинке, очень узкой и крутой. Этот путь довольно трудный, но неопасный. В местах наибольшего риска поставлены перила.

Также в обитель можно спуститься с плато двумя путями:

  • Первый - тропинка длиной всего 20 м. Поскольку склон почти вертикальный, спуск по ней довольно рискован.
  • Второй знаменитый путь называется «мышеловкой». Часть его перекрывает огромный нависший валун, который некогда откололся от основного массива и застрял между двух скал. Под него нужно подныривать и какое-то время передвигаться ползком.

Адрес монастыря: гора Мангуп, южный склон, с. Залесное, Бахчисарайский район.

Настоятелем в настоящее время является Игумен Иакинф Телега.

Свято-Благовещенский мужской пещерный монастырь

Хотя на плато Мангупа, где в средние века располагалось легендарное княжество Феодоро, ведет чуть ли не каждый второй туристический тур, здесь есть немало мест, в которых редко кто бывает и не каждый слышал. На прошлой неделе мы открыли для себя один из таких уголков Мангупа – Северный монастырь, расположенный в верховьях балки Табана-Дере.

Маршрут похода Терновка – Мангуп – Красный Мак

Антон проложил очень затейливый путь: вместо того, чтобы подъехать из Терновки до Хаджа-Сала на попутке, мы, старательно обходя трассу, пару часов шли без остановок по лесным дорожкам. И после посещения монастыря нас ждал еще немалый путь в Красный Мак. Так что еле успели на 18-часовой автобус до Северной стороны Севастополя.

Вот наш маршрут:

Видео похода Терновка – Мангуп – Красный Мак

Все эти подходы под монастырь подробно показала в видео, поэтому оно получилось чрезвычайно долгим – почти 16 минут. Надеюсь, не уснете. Кстати, подписывайтесь на наш канал, иногда там появляются видеорепортажи из походов, о которых здесь нет отчетов.

Терновка – Мангуп. Северный монастырь

Мое любимое направление с автостанции на 5-м км Севастополя – это как раз на Терновку. Ехать недолго (примерно 40 минут), автобус не такой уж и наполненный. Наша 2г10месячная Саша даже не успела задремать.

Проговорив по пути, что неплохо бы зайти в аптеку и купить мазь “Спасатель”, мы вышли из автобуса и ринулись быстрее прочь от цивилизации, напрочь забыв о фармацевтических планах. За нами было увязалась собака, но после первого технического привала для того, чтобы снять “лишнюю” одежду, она не стала дальше нас провожать.

Сначала мы шли по кромке скальных обрывов, но они становились все непроходимее. Так что в какой-то момент свернули в кусты и пошли по азимуту то теряя, то вновь находя тропинку. Довольно скоро выбрались к крайним домам Красного Мака.

В автобус, который, к нашей удаче, немного опоздал, садились уже в темноте.

Рекомендуем почитать

Наверх