Закон идеального газа. Экспериментальный: Основными параметрами газа являются...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Пир царя Соломона Первый Иерусалимский храм
Семинар по теме «Металлы в жизни человека» Цель: изучить практическую значимость металлов в разных сферах жизни и деятельности человека. п роанализировать зависимость «свойства - применение»
Девиз семинара: «Жизнь учит только тех, кто её изучает» В.Ключевский
Свойства металлов Физические свойства: ковкость плотность температура плавления теплопроводность тепловое расширение удельная теплоемкость электропроводность отражательная способность
Математика и сплавы Рассчитай сырьё для сплава (индивидуальная работа)
Механические свойства: прочность пластичность вязкость упругость твердость Технологические свойства: ковкость жидкотекучесть свариваемость обрабатываемость резанием коррозийная стойкость износостойкость
Металлы в технике, промышленности, строительстве Металлы – трудяги. Железный век продолжается и по сей день, т. к. примерно 90% всех сплавов, используемых человеком на основе железа.
Роль металлов в организме человека Na Na Na K Mg Mg Mn Fe Cu Cu Zn Zn Mo Al Al Al
Металлы и культура Искусство Литература Музыка
Кое – что о металлах 1.Какой металл обладает бактерицидными свойствами. 2.Ионы этого металла участвуют в поддержании постоянного осмотического давления биожидкости. 3.Какой металл входит в состав хлорофилла. 4.Какой металл погубил древний Рим. 5. Какой металл вызывает «лихорадку». 6.В.1854 году стоимость 1кг.этого металла была 1200руб.,т.е в 270 раз дороже серебра. 7.Его называют «металл космического века». 8. В 1889 году, когда Менделеев был в Лондоне, ему в знак признания преподнесли в подарок весы, сделанные из золота и ………… 9.Какой металл работает «птичкой » у фотографа. 10.Император Наполеон ııı на банкете велел подать для почетных гостей приборы из дорогого серебристо – белого металла. Остальным было обидно до слёз: им приходилось пользоваться обычной золотой и серебряной посудой.
Выкса металлургическая Девиз «Металлы – основа цивилизации»
Металлургический цикл Выксы ЛПК - литейно-прокатный комплекс. Пущен - 10.10.2008 МК-СТАН 5000 - металлургический комплекс. Пущен-2011г. ТРУБНЫЙ ЦЕХ № 4 ЛПК МК-СТАН 5000 ТРУБНЫЙ ЦЕХ №4
Герб В ыксы Утверждён в июле 1984 года
Памятник железу АТОМИУМ Он был спроектирован архитектором Андре Ватеркейном для Всемирной выставки 1958 года и возведен под руководством Андре и Мишеля Полаков. г.Брюссель.
«Слово о пользе химии» «Металлы подают укрепление и красоту важнейшим вещам в обществе потребным…Ими защищаемся от нападения неприятеля, ими утверждаются корабли и силою их связаны, между бурными вихрями в морской пучине плавают. Металлы отверзают недро земное к плодородию; металлы служат нам в ловлении земных и морских животных для пропитания нашего. . . И кратко сказать, ни едино художество, ни едино ремесло простое употребление металлов миновать не может». Металлургия же «»есть предводительница к сему внутреннему богатству». М.В.Ломоносов
Рефлексия Материал знаком, но мне интересно. Узнал много нового. Тема не вызвала никаких эмоций Возникло желание узнать ещё.
Влияние металлов на жизнедеятельность организма человека
«Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества»
(Д. И. Менделеев).
Цели урока
- Ознакомиться с путям
проникновения металлов в организм
человека и местами накопления.
2. Научиться объяснять биологическую роль металлов с опорой на справочный материал.
3. Научиться выявлять взаимосвязь
между состоянием организма человека и состоянием окружающей среды
Разминка
Он в теченье многих лет был причиной многих бед.
золото
Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом.
Красит пламя в желтый цвет, в воду кинь – его уж нет.
В старину ценилась дорого, Цветом красная, как золото, Постоянно с ним дружна, В электротехнике очень нужна
«Природа не признает шуток;
она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга;
она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей» (В.Гете).
Накопление металлов в органических тканях человека.
Cd Hg Mn
Накопление металлов в органических тканях человека.
Sr 90
Cs 137
Cs 137
Sr 90
Плюмбум, или Опасная игра
Источники поступления свинца в атмосферный воздух
железо
ртуть
олово
медь
свинец
золото
Железо
Избыток железа превращает человека в агрессивное существо с жестоким, эгоистичным характером. Такие люди очень активны, постоянно чем-то заняты. Любят командовать, поэтому чаще всего становятся военными, спортивными инструкторами или бизнесменами. Но таких «железных дровосеков» можно смягчить, если давать им меньше мяса.
Медь
Люди, в организме которых больше всего меди, мягки и покладисты. Они любят красивую жизнь и вкусную еду, предпочтение отдают сладостям. Они всегда готовы прийти на помощь, у них дружные семьи и много друзей. Чаще всего они становятся писателями, музыкантами или художниками. Однако их часто обманывают и предают, пользуясь их слабостями. Поэтому, если в этом описании вы узнали себя, постарайтесь потреблять больше продуктов, содержащих железо, – так вы компенсируете мягкость меди.
Свинец
Чрезмерное содержание в организме свинца делает человека вялым и апатичным. Он всегда не в настроении, вечно находит повод для недовольства. Чаще всего такие люди оказываются в положении жертвы. Из них получаются отменные подчиненные, ведь они не инициаторы, а предпочитают, скорее, подчиняться распоряжениям. Таким людям просто необходимо разбавлять свой свинец золотом, медью, оловом и серебром.
Олово
Олово – это тот металл, который в избытке содержится в организме мыслителей, философов и путешественников. У них – отменное чувство юмора, а их энтузиазм часто переходит в одержимость. Свинец сделает их более серьезными, а железо – крепкими.
Золото
Драгоценные металлы и в организме - драгоценность. Серебро, например, - металл чувствительных, эмоциональных людей, обладающих огромной интуицией, или ясновидящих. Золото преобладает в организме тщеславных, заносчивых людей. Но это лишь видимость: внутри они добры и щедры, просто к ним нужно отыскать подход. Они - верные друзья, готовые в любую минуту прийти на помощь. Им необходимо пополнять свой организм и другими металлами - на характере это, возможно, не отразится, а здоровье укрепит.
Ртуть
Болтливые люди, оказывается, любят поговорить от... обилия в организме ртути. Еще такие люди хитры, беспринципны и легко предают. Им явно необходимо разбавить этот жидкий металл железом.
Металлы в организме человека и их биологическая роль
Цель проекта:
выяснить роль элементов металлов в организме человека.
Задачи проекта:
- выяснить роль элементов металлов в организме человека;
- рассмотреть биологическую роль элементов металлов;
- изучить токсическое действие элементов металлов.
Природа не признает шуток,
Она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга, она всегда права,
Ошибки же и заблуждения исходят от людей.
И.-В. Гете
Химические элементы
Макроэлементы
Микроэлементы
Неметаллы: В, Si , Se , F,I
М еталлы: Mn, Fe, Co, Cu, Zn, Mo, V, Cr
Неметаллы: С, Н, О, N , Р, S , CI
Металлы: К, Na , Ca , Mg
Предполагается, что:
- недостаток или избыток макроэлементов в организме вызывает нарушения процессов жизнедеятельности;
- микроэлементы должны содержаться в определенных концентрациях, нарушение которых ведет к патологическим изменениям;
- есть металлы, которые оказывают токсическое действие на организм и их присутствие нежелательно;
- восполнение необходимых макро- и микроэлементов осуществляется при условии рационального использования продуктов питания.
Радостно
Спокойно
Волнение
Страшно
Недостаток или избыток макроэлементов в организме вызывает нарушения процессов жизнедеятельности.
Биологическая роль:
Токсическое действие:
- регулирует белковый и углеводный обмен;
- необходим для передачи нервных импульсов;
- способствует выделению избыточного натрия;
- активизирует работу ферментов.
- при избытке происходит усиление двигательной активности;
- учащение сердечного ритма;
- при недостатке наблюдается мышечная слабость;
- плохая передача нервных импульсов и отеки.
Токсическое действие:
- избыток ионов натрия приводит к нарушению водного баланса;
- происходит сгущение крови;
- наблюдается дисфункция почек;
- недостаток приводит к общему нарушению обмена веществ.
Биологическая роль:
- поддерживает нормальную возбудимость мышечных клеток;
- участвует в сохранении кислотно-основного баланса в организме;
- удерживает воду в организме.
Токсическое действие:
- при избытке возникает цистит;
- страдают органы дыхания;
- снижается возбудимость ЦНС и обонятельного анализатора;
- при недостатке развивается у детей рахит, происходит нарушение роста костей скелета;
- возникают различные заболевания зубов .
Биологическая роль:
- необходим для процессов кроветворения, обмена веществ;
- способствует уменьшению проницаемости сосудов;
- участвует в формировании костей скелета;
- оказывает противовоспалительное действие.
Токсическое действие:
- при избытке нарушается минеральный обмен;
- повышается смертность от сердечно-сосудистых заболеваний и болезней ЖКТ;
- при недостатке происходит отложение извести на стенках сосудов (склероз сосудов);
- появляются трофические язвы.
Биологическая роль:
- понижает артериальное давление и уровень холестерина в крови;
- оказывает сосудорасширяющее и антисептическое действие;
- благотворно влияет на ЦНС и органы пищеварения;
- играет большую роль в активации защитных сил организма на борьбу против рака.
Проект№1 «Изучение качественного состава вод минерального источника «Халютинский».
Цель проекта: Определить химический состав вод Халютинского источника.
Задачи проекта: Провести качественные реакции на содержание ионов Ca 2+ и Mg 2+ .
Методы исследования:
- Определение катионов Са 2+ .
Катион кальция определяется реакцией с гексациано( II )ферратом калия K 4 при нагревании в слабощелочной среде:
CaCI 2 + K 4 + 2NH 4 OH = Ca(NH 4 ) 2 + 2KCI + 2KOH
Образуется белый кристаллический осадок, не растворимый в уксусной кислоте.
- Определение катионов Mg 2+ .
t °C
В реакции с 8 – оксихинолином в присутствии аммиака образуется зеленовато-желтый кристаллический осадок оксихинолята магния.
- Д ефицит макро- и микроэлементов можно восполнить с помощью минеральных вод, в которых содержатся эти элементы.
- В водах Халютинских источников сконцентрированы лучшие свойства минеральных вод. Их основными лечебными факторами являются ионы Mg 2+ , Ca 2+ , HCO 3 - .
- Са 2+ необходим для укрепления костей, зубов, мышц и суставов. К тому же он играет роль освободителя организма от радионуклидов и токсичных веществ.
- Mg 2 + предотвращает перебои в работе нервной системы.
- Воды Халютинского источника рекомендуются для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, нервной системы, органов дыхания, кожи и зрения.
Микроэлементы должны содержаться в определенных концентрациях, нарушение которых ведет к патологическим изменениям
Fe
Cr
Co
Mo
Zn
Cu
V
Ag
Mn
Токсическое действие:
- при недостатке развивается железодефицитная анемия (малокровие);
- при избытке развивается заболевание гемосидероз (накопление железа в тканях и органах – печени, селезенки, костного мозга.
Биологическая роль:
- входит в состав гемоглобина, обеспечивает транспорт кислорода;
- входит в состав миоглобина, облегчает поступление кислорода к другим тканям;
- входит в состав ферментов дыхательной цепи митохондрий .
Биологическая роль:
- является составной частью ферментов;
- стимулирует кроветворные функции костного мозга;
- необходима для правильного обмена витаминов групп А, В, С, Е, Р;
- необходима для процессов развития и роста, пигментации и кератизации кожи и волос.
Токсическое действие:
- при недостатке развивается деструкция кровеносных сосудов;
- приводит к заболеваниям костной системы и эндемического зоба;
- при избытке происходит накопление меди в печени и мозге (болезнь Вильсона).
Биологическая роль:
Токсическое действие:
- улучшает процессы пищеварения;
- избыток ионов серебра оказывает канцерогенное действие;
- успокаивает нервную систему;
- блокирует ферментные системы микробов (ионы обладают бактерицидными свойствами).
- приводит к нарушениям психики и ухудшению зрения;
- кожа приобретает голубой оттенок.
Проект №2 «Обнаружение и свойства некоторых микроэлементов».
Цель проекта: Исследовать наличие ионов Fe 3+ и изучить свойства ионов Ag + .
Задачи проекта: 1) определить содержание ионов железа в яблоках; 2) изучить свойства ионов серебра.
Методы исследования:
- Определение катионов Fe 3+ .
Качественной реакцией на ионы Fe 3+ является реакция с роданидом калия или аммония: Fe 3+ + 3KSCN = Fe(SCN) 3 + 3K +
В результате реакции образуется роданид железа( III ), имеющий кроваво-красную окраску.
- Изучение свойств иона Ag + .
В серебряную посуду помещаем продукты питания, содержащие в своем составе соединения серы (горчица, гороховый суп).
2 Ag + + S 2 – = Ag 2 S – образуется вещество черного цвета.
микроэлементы содержатся в организме в определенных концентрациях, нарушение которых ведет к патологическим изменениям;
недостаток микроэлементов пополняется за счет продуктов питания;
ионы серебра обладают антисептическими свойствами, но серебряная посуда чернеет, если в нее помещать пищу, содержащую соединения серы, в следствии образования сульфида серебра черного цвета.
Есть металлы, которые оказывают токсическое действие на организм и их присутствие нежелательно.
Hg
Pb
Cd
Ba
Be
Tl
- нарушает деятельность сердечно-сосудистой системы;
- соединения свинца сильнейшие канцерогены и мутагены ;
Pb 2+
- вызывает неврологические расстройства – свинцовая энцефалопатия (заторможенность, беспокойство, разрушение памяти, галлюцинации);
- вызывает паралич нервной системы.
- поражает ЦНС;
- сосредоточивается в почках, нарушая их деятельность;
Hg 2+
- накапливается в клетках мозга и оболочке рта.
- снижает активность пищеварительных ферментов;
- нарушает функцию поджелудочной железы;
Cd 2+
- стимулирует развитие многих форм рака;
- повышает кровяное давление, вызывает кровоизлияния в мозг.
- поражает периферическую нервную систему;
- поражает ЖКТ и почки;
Tl 3+
- накапливается в волосах, костях, почках и мышцах;
- характерный признак отравления таллием – выпадение волос.
Проект №3 «Действие солей различных металлов на раствор белка».
Цель проекта: Рассмотреть действие ионов тяжелых металлов на раствор белка.
Задачи проекта: изучить токсическое влияние солей тяжелых металлов на раствор белка куриного яйца.
Методы исследования:
Для исследования берутся соли тяжелых металлов - Pb(NO 3 ) 2 , Hg(NO 3 ) 2 и белок куриного яйца.
Под действием солей, содержащих ионы Pb 2+ и Hg 2+ белок в растворе свертывается.
- по данным Всемирной организации здравоохранения тяжелые металлы занимают II место по степени опасности, уступая пестицидам.
- в атмосферном воздухе тяжелые металлы присутствуют в форме органических и неорганических соединений, входящих в состав пыли и аэрозолей.
- соли тяжелых металлов оказывают на организм токсическое действие, вызывая свертывание белковых молекул.
Восполнение необходимых макро- и микроэлементов осуществляется при условии рационального использования продуктов питания.
Проект №4 «Определение содержания макро- и микроэлементов в различных продуктах питания».
Цель проекта: провести анализ и определить перечень продуктов, в которых содержатся те или иные макро- и микроэлементы.
Задачи проекта : выяснить содержание металлов в продуктах питания.
Методы исследования: аналитический
- шпинат
- огурцы
- картофель
- морковь
- петрушка
- чеснок
- смородина
- чечевица
- капуста
К +
- молоко
- сметана
- яйца
- бобовые
- яблоки
- вишня
- абрикосы
- апельсины
- хлеб ржаной
Са 2+
- яичный желток
- печень
- оливки
- арахис
- злаковые
- помидоры
- бобовые
- грецкий орех
- тыква
- слива
Mg 2 +
- редис
- горчица
- морковь
- печень
- почки
- яблоки
- груши
- капуста
Fe 3 +
- печень
- почки
- кофе
- сливы
- ананас
- злаковые
- бобовые
Mn 2 +
- молоко
- кефир
- йогурт
- печень
- орехи
- яичный желток
- шампиньоны
- устрицы
Cu 2 +
Продукты питания
(мг / 100 г продукта)
Молоко
Сметана 20%
Творог
Крупа гречневая
Хлопья овсяные
Максимальное содержание ионов:
Na + - молоко
К + - овсяные хлопья, гречневая крупа
Са 2+ - творог, молоко
Mg 2+ - гречневая крупа
Fe 3+ - гречневая крупа, халва, курага
Макро- и микроэлементы необходимы организму человека для нормального функционирования;
Они должны содержаться в определенных концентрациях, нарушение которых ведет к патологическим изменениям;
Восполнение необходимых макро- и микроэлементов осуществляется при условии рационального использования продуктов питания;
Есть металлы, которые оказывают токсическое действие и их присутствие в организме нежелательно.
Критерии
Слабая работа
Актуальность
(0 – 4б )
Работа нуждается в доработке
Доступная форма изложения
(5 – 7б)
Хорошая работа
Достижение целей
(8 –9б)
Отличная работа
Подтверждение гипотезы
Достоверность информации
Анимационный эффект
«5» - 51 – 60 баллов
«4» - 39 – 50 баллов
«3» - 33 – 38 баллов
Радостно
Спокойно
Волнение
Страшно
Спасибо за внимание!
- Ивченко Л.А., Макареня А.А. «Валеология на уроках химии».
- Пономарев В.Д. Аналитическая химия. М., «Медицина», 1997.
- Сгибнева Е. П. «Современные уроки химии» - Ростов-на- Дону, «Феникс», 2002.
- Образовательные ресурсы Internet :
www. Intel/ education ; center.fio.ru/som
Слайд 2
Человек – это мыслящий орган природы, другого значения он не имеет. Посредством человека материя стремится познать саму себя. В этом – всё. М. Горький Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам. Сократ
Слайд 3
― Назовите металлы, которые вам известны. ― Знаете ли вы металлы, имеющиеся в организме человека? ― В каком виде могут находиться металлы в организме человека, в свободном виде или в виде ионов? ― Металлы в организме человека играют положительную или отрицательную роль?
Слайд 4
Голубая планета Земля
Слайд 5
Портрет А. С. Пушкина. Художник О. А. Кипренский Портрет М. Ю. Лермонтова. Художник П. Е. Заболотский
Слайд 6
Литий - 0,0001 Натрий - 0,03 Калий - 0,025 Кальций - 0,14 Магний - 0,05 Железо - 0,001 Марганец - 0,000001 Алюминий - 0,001 Цинк - 0,001
Слайд 7
Работа с опорным конспектом
Слайд 8
Лабораторная работа
Слайд 9
«7 марта 1995 года. Китай. У молодой студентки, изучавшей в Пекинском университете химию, внезапно начались головокружения, сильные кишечные спазмы, жгучие боли в ладонях и ступнях. Затем у неё стали прядями выпадать волосы. Родители срочно отправили её в больницу, но девушка погрузилась в кому. По мнению врачей, головокружения и режущие боли в ладонях и ступнях, а также в суставах указывали на серьёзное невралгическое расстройство. Однако пункция позвоночника не выявила никаких отклонений. Анализы на отравление мышьяком и свинцом также оказались отрицательными.»
Слайд 10
Работа с опорным конспектом
Слайд 11
Слайд 12
Что произойдёт с организмом человека при действии на него цинка?
Слайд 13
Работа с опорным конспектом
Слайд 14
Обращение к металлам
Слайд 15
ОБРАЩЕНИЕ К МЕДИ Вот металл высокотоксичный, Ведёт себя он крайне неприлично. Несёт он нам болезни, смерть… Да кто ж его не знает? Это медь. Откуда медь к нам попадает? Об этом каждый школьник знает. Промышленные выбросы, отходы… Проникнуть может даже через воду. Cu2+
Слайд 16
Cu2+ И выхлопные газы, как всегда, Содержат медь, И множество вреда нам доставляют – Соединенья меди воздух отравляют. Так вот, дружок… Мы посовещались… С тобою, дорогуша, распрощались. В утилизации отходов тебе место. Жить под одною крышей нам с тобою тесно. Мы слишком грубо с медью обошлись. А может, ей хотелось оправдаться? Возможно, но всего важнее – жизнь. Нет времени в подробности вдаваться!
Слайд 17
Fe3+ ОБРАЩЕНИЕ К ЖЕЛЕЗУ Железо – сын отходов производства самого различного: Текстильного и фармацевтического, Лакокрасочного, металлургического И вредного нефтехимического. Ты, братец, воздух отравляешь, Такие страшные болезни вызываешь: В составе крови изменения И стоматита проявления. Сказать железу не дали ни слова! Нет оправдания в болезнях никакого! Не о заслугах мы ведём сегодня речь. Хотим мы зло «железное» пресечь! Так что, братец, навсегда прощай. Дорожку к организму забывай. Fe2+
Слайд 18
Cr6+ ОБРАЩЕНИЕ К ХРОМУ А вот и хром к нам во дворец явился, Ему не рассказали, в чём он провинился. Соединенья хрома – аллергены, А так же вызывают рак – канцерогены. Ты печень, почки поражаешь, Ты рак желудка вызываешь. Тебе в здоровом организме места нет. Спаси нас, Господи, от этих бед. Cr3+
Слайд 19
ОБРАЩЕНИЕ К КАЛИЮ А вот ещё один бандит: Сердечный учащает ритм, Снижает наш иммунитет. Молчи уж лучше ты в ответ! Баланс ионно-электронный, Обмен белковый, углеводный И жировой – всё разрушаешь! Что ты творишь – не понимаешь? Ты сыворотку крови изменяешь, Творишь такое – просто ужасаешь!!! Так что, голубчик, поторопись! Всего дороже в этой жизни – жизнь! K+
Слайд 21
Zn2+ ОБРАЩЕНИЕ К ЦИНКУ Цинк всем костям и мышцам враг! Как часто от него страдает Желудочно-кишечный тракт! Токсичность цинка просто поражает! Хватает и без него проблем. Гуляй отсюда, онкоген и мутаген!
Слайд 22
Al3+ ОБРАЩЕНИЕ К АЛЮМИНИЮ Ещё один «герой» сегодняшнего дня. Зовётся алюминий. Металлы все ему родня. «Герой» наш судороги вызывает, А так же память у людей снижает. Он угнетает ряд ферментов, Снижает деятельность кроветворенья центров. И слабоумие – его работа. А как здоровье укрепить,- нет! Не его забота!!!
Слайд 23
В чём дело? Где беда случилась? Откуда к нам идёт сигнал? Что? Кровь совсем остановилась? Процесс кроветворенья встал? Меня ничуть не удивляет… Кроветворенье не пойдёт: В крови ведь меди не хватает И кальций кровь не бережёт. Железо с цинком вы прогнали. Они в состав крови входили, Газ углекислый уносили, А кислород нам доставляли.
Слайд 28
Лежит наш организм под капельницей молча, Без зрения, без слуха, без сознанья. Над ним врачи и днём, и ночью. Жестоко нам аукнулось незнанье. Пройдут года, пока наш организм окрепнет, И встанет на ноги едва, И если не оглохнет, не ослепнет, Такой урок запомнит навсегда!
Слайд 29
Человек – он ведь тоже природа. Он ведь тоже закат и восход. И четыре в нём времени года. И особый в нём музыки ход. И особое таинство цвета, То с жестоким, то с добрым огнём. Человек – он зима. Или лето. Или осень. С грозой и дождём. Всё вместил в себя. Вёрсты и время. И от атомных бурь он ослеп. Человек – он и почва и семя. И сорняк среди поля. И хлеб. И какая в нём брезжит погода? Сколько в нём одиночества? Встреч? Человек – он ведь тоже природа… Так давайте природу беречь!
Посмотреть все слайды