Белые авары. Национальность аварец: история, происхождение, обычаи. Аварский каганат: история происхождения, разгром

Декоративные 15.07.2022
Декоративные

Авары. VI–VII века

В середине VI векав Южную Европу, в долину Нижнего и Среднего Дуная вслед за потерявшими силу и рассеянными гуннами из-за Волги через Причерноморские степи хлынули различные племена кочевников, которыекаганом Баяном были объединены на территории современных Венгрии, Словакии, Хорватии, Румынии, Сербии и Украины в древнетюркский Аварский каганат, существовавший с 562 до 823 года.

Авары (др. – рус. Обры) – кочевой народ, составленный сармато-аланскими племенами центрально-азиатского происхождения с большой примесью тюркоязычных племен, переселившийся в VI веке в Центральную Европу. Этническая принадлежность авар вызывает споры историков, разные группы которых считают авар то монголоязычным, то ираноязычным, то тюркоязычным этносом, но сходятся в том, что авары в любом случае не представляли собой однородное племя. Авары, теснимые древними тюрками на запад, появляются в 555 году в степях западного Казахстана. В 557 году их кочевья переносятся на западный берег Волги в степи Северного Кавказа, где они вступают в альянс с аланами. Это подтверждает мнение Л. Н. Гумилёва , что авары родственны сарматским племенам аланов.

Авары в 559 году прошли по землям северян (сабиров) к занятому готами Воронежцу и вместе с русскими дружинами Гордыни и аланскими дружинами Скотеня взяли город штурмом. Не решившись преодолевать «змиевы валы», под предводительством кагана Баяна около 560 года авары и кутригуры вторглись в земли дулебов и антов на Волыни, располагавшиеся у истоков Буга, Припяти и Днестра. Волынским княжеством правил князь Мезамир, сын Идаризия и брат Келагаста.

При нападении аваров анты оказались один на один с врагом и попали в бедственное положение. Пытаясь отвести окончательное поражение, князь Мезамир в 561году отправился к аварам послом для переговоров о мире и выкупе своих пленных соплеменников. В стане аваров Мезамир был убит. Об обстоятельствах убийства Мезамира рассказал византийский историк Менандр Протиктор . (Подробнее см. главу «Анты, хорваты, тиверцы. V–VI вв.» )

Дальнейшее движение аваров привело к миграции других племен, среди которых наверняка были анты, заселявшие причерноморские земли и области Нижнего Подунавья, где прошли орды авар. В это время анты в Приднепровье продолжали воевать с наступавшими из Крыма готами.

Авары на Дунае вступили в союз с готами и в 562 годунапали на поселения славян в Малой Скифии, на западном берегу Черного моря у дельты Дуная, в более поздние времена известном как Добруджа. Славяне Малой Скифии, бросая свои хижины, прятались в леса, а потом бежали к князю Добрите, где собирались славянские дружины для отпора врагу.

В конце VI века авары от устья Дуная идут на Средний Дунай в Паннонию, куда с востока через Галицию приходит другая часть аварской орды. На Дунае аварским каганом Баяном был основан Аварский каганат (VI–IX вв.), располагавшийся на территории современных Венгрии, Словакии, Хорватии, Румынии, Сербии и Украины и существовавший до 823 г. Столицей каганата был хринг (укрепленный военный лагерь) на территории Тимишоары. Авары совершили оттуда ряд набегов на Карпаты и Волынь, в районы расселения дулебов. В 568 г. после ухода лангобардов в Италию, авары во главе со своим каганом Баяном становятся хозяевами всего Задунавья, которое превращается в основной очаг их нападений на византийские владения. В 580-х годах авары завоевывают всю Паннонию, а на Днестре в Галиции земли хорватов и дулебов. В 582 году авары вместе с подвластными славянами захватывают стратегический византийский форпост Сирмий (совр. г. Сремска Митровица), а на следующий год опустошают Иллирию. В 597 г. авары захватывают Далмацию, наводняя её хорватами. В 599 г. осаждают Томис на берегу Чёрного моря.

В конце VI века авары вторглись в пределы империи, прошли Фракию и Македонию и дошли до Константинополя. В 600 г. был заключен позорный для Византии мир. Аварский каганат в течение более 200 лет терроризировал народы Европы. Славяне-анты, славянское население Чехии и Моравии и ряда районов Восточных Карпат подпали под власть ханов аварского каганата и в VI–VII вв. были обязаны рекрутировать воинов в армию аваров.

Аварский каганат был полиэтнической державой, в составе которой большая часть населения была славянской, что подтверждается распространением в Среднем Подунавье в VI–VII в. славянской керамики, наслоившейся на культурные слои существовавшего до этого в ряде районов Среднего Подунавья славянского населения. В некоторых регионах распространения славяно-аварской культуры славяне, по-видимому, составляли основное ядро населения. Распространение этих древностей на обширной территории от Адриатики до Днепра, по мнению югославских исследователей, отражает славянское расселение VII в. и определяет направление миграции с востока, из северопричерноморских земель на запад, в области Подунавья и на Балканский полуостров. Судя по византийским источникам, историки раннего средневековья иногда под аварами подразумевали славян-антов.

Аварыв основном вели длительные войны на Балканах, воюя с Константинополем и подавляя отдельные местные племена. Покорив в союзе с лангобардами царство гепидов, авары выходят по Тисе к южным границам Словакии и около 600 г. совместно со славянами-хорутанами заселяют Внутренний Норик. Но затем авары стали терпеть поражения от греков, а восстания покоренных племен окончательно подорвали силы авар. В 623 г. (по Мауро Орбини в 617 г.) западные славяне под предводительством Само поднимают восстание славян против авар и на территории современных Чехии и Нижней Австрии возникает сильное славянское государство Само (631–658 г.г.), конфедерация предков современных чехов, словаков, лужицких сербов и словенцев. Князь Само вёл успешные войны с аварами и франками, в частности, после победы в 631 г. отвоевал у франков земли, заселённые лужицкими сербами. Славяне изгнали аваров из Иллирии и расселились в исторических славянских землях Кроации, Словении, Хорватии, Сербии, Боснии, Далмации и Македонии. Само назван славянином в анонимном зальцбургском трактате IX в. «Обращение баваров и карантанцев». После смерти Само в 658 году государство, созданное им, распалось под напором авар.

В результате ряда поражений от Византии, славян, хорватов и франков Аварский каганат, разлагаемый внутренними распрями, в середине VII века стал распадаться. Из него уходит хан Альцек со своей ордой кутригуров. К 632 г. хан Кубрат, объединив булгарские племена кутригур, утигур и оногур, создаёт средневековое государство Великая Булгария, вытесняя авар из Северного Причерноморья и Нижнего Дуная. К 640 г. хорваты вытеснили авар из Далмации. Окончательное поражение Аварский каганат потерпел в конце VIII века в результате франко-аварской войны. Авары яростно сопротивлялись и понесли катастрофические людские потери. Они еще несколько раз восставали против господства франков, но в 803–804 гг. болгарский владетель ханКрум захватил все аварские земли до Среднего Дуная и остатки авар быстро ассимилировались среди этнически родственных протоболгар. Аварский каганат прекратил свое существование около 823 г.

Территория современной Венгрии с распадом Аварского каганата была заселена значительными группами славян. Известно, что в междуречье Савы и Дравы в IX в. существовало славянское княжество. В Паннонии в середине IX в. возникло славянское княжество с центром в районе города Залавар, во главе которого стояли Прибина и его сын и преемник Коцел. В начале IX в. в бассейне реки Залы поселились славяне-тимочане. Крупные массы славянского населения сосредоточивались на холмистой окраине Карпатской котловины, центр которой продолжал служить пастбищем для остатков аварского населения. На протяжении IX в. остатки авар постепенно растворяются среди нахлынувших в Задунавье славянских поселенцев. Широко известно выражение русской летописи: «погибоша аки обре, их же несть племени, ни наследка».

После нескольких предыдущих глав, описывающих историю вторжения кочевых народов в IV–VII вв. в Причерноморье, не могу не привести мнения по этому вопросу Ю. И. Венелина , русского историка XIX века. Он считал, что времена владычества в Причерноморье гуннов, булгар, хазар и авар (тех же индоевропейцев, родственных славянам-русам) фактически являлись временем зарождения ранне-государственного образования русского народа на Русской равнине, т. е. это была Русь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Славянская Европа V–VIII веков автора Алексеев Сергей Викторович

Авары в Европе Под именем авар в Европе стали известны кочевые племена уар и хуни (вархониты). К середине VI столетия в азиатских степях происходит объединение кочевников под властью алтайских тюрок (тюркют). Тюркюты покорили множество родственных им, а также иранских и

Из книги Древняя Русь автора

6. Авары, славяне и Византия в первой четверти седьмого века В 602 г. вспыхнули бунты в византийской армии, расквартированной на берегах Дуная. Солдаты были раздражены тем, что не получали плату за несколько месяцев, а из столицы пришло сообщение о том, что в дальнейшем их

Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

7. Великая Булгария, авары и славяне во второй четверти седьмого века Кампания 626 г. стала последней попыткой аваров захватить Константинополь. И престиж кагана, и мощь его армии были сильно подорваны этим поражением, и именно с этого момента начинается упадок аварского

Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

7. Византия и булгары, франки и авары, 739-805 гг. От судеб донской и азовской земли мы теперь должны обратиться снова к Дунайскому региону и Балканам, чтобы заняться рассмотрением булгаро-антского государства. Со смертью хана Севара (739 г.) прекратилась династия Дуло, и

Из книги Тысячелетие вокруг Каспия [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

50. Авары истинные и ложные Инерционная фаза описываемого нами витка этногенеза нашла воплощение не только в созданном тюркскими богатырями «Вечном эле». VI–VII вв. стали эпохой каганатов по всей Великой степи от Желтого до Черного моря. Причем все они: Хазарский и

Из книги История Византийской империи. Т.1 автора

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Авары Степи южной России являются для географа ни чем иным, как продолжением степей азиатских. То же самое и для историка. Это мы уже видели в древности, применительно к Скифам, Сарматам, Гуннам. Этот факт также применителен к периоду раннего средневековья, от Аваров до

Из книги Тайны Великой Скифии. Записки исторического следопыта автора Коломийцев Игорь Павлович

Кто же вы, авары? Мы с вами выяснили, что когда-то они проживали у границ великого Китая и звались жужанями или жуань-жуанью в древних хрониках этой далекой страны. Историк Лев Гумилев, напротив, полагал их оседлыми земледельцами хионитами, жившими в низовьях реки Сырдарьи.

Из книги Нашествие. Суровые законы автора Максимов Альберт Васильевич

АВАРЫ * Аварское вторжение * Гунны и выдумки историков * Законы победителей

Из книги Варварские нашествия на Европу: германский натиск автора Мюссе Люсьен

Б) Авары Вторжение лангобардов в Италию стало предлогом - если не истинной причиной - для агрессии авар в сердце Европы. Этот кочевой народ в середине VII в. находился к северу от Каспийского моря. Давление тюрок побудило его к перемещению на запад, и, когда каган Баян

Из книги История Византийской империи. Время до крестовых походов до 1081 г. автора Васильев Александр Александрович

Славяне и авары Важные события разыгрывались после смерти Юстиниана на Балканском полуострове. К сожалению, источники дают о них лишь отрывочные сведения. Уже раньше была речь о том, что при Юстиниане славяне производили частые нападения на области Балканского

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

1.2. Авары и Рутения = Русь-Орда Бругш так описывает завоевание «Древнего» Египта Гиксосами: «По сказанию Манефо… в некое время дикий и грубый народ, ПРИШЕДШИЙ С ВОСТОКА, наводнил своими ТОЛПАМИ нижние земли, напал на туземных царей, сидевших в своих городах, и овладел всею

Из книги Происхождение славян автора Бычков Алексей Александрович

Авары. Славяне Появлению кочевников-аваров на Балканах немало содействовала Византия, пытавшаяся их использовать для борьбы против других «варваров». Подстрекаемые ею авары, возглавляемые каганом Баяном, около 560 г. разбили антский племенной союз и продвинулись к устью

Из книги Франкская империя Карла Великого [«Евросоюз» Средневековья] автора Левандовский Анатолий Петрович

Авары Согласно Эйнгарду, биографу Карла Великого, на первом месте по продолжительности и трудностям после саксонской должна стоять аварская война. И правда, длившаяся более восьми лет, она осложнялась внешними обстоятельствами и заставила короля, как и в Саксонии,

Из книги Славяне: от Эльбы до Волги автора Денисов Юрий Николаевич

Откуда взялись авары? Упоминаний об аварах в произведениях средневековых историков довольно-таки много, но описаний их государственного устройства, быта и классового деления представлено совершенно недостаточно, а сведения об их происхождении весьма противоречивы.В

Из книги Славяне и авары. Вторая половина VI - начало VII в. автора Алексеев Сергей Викторович

Авары в Европе Под именем авар в Европе стали известны кочевые племена yap и хуни (вархониты). К середине VI столетия в азиатских степях происходит объединение кочевников под властью алтайских тюрок (тюркют). Тюркюты покорили множество родственных им, а также иранских и

Погибоша аки обре... Такая поговорка издавна бытовала на Руси - по свидетельству автора «Повести временных лет», который далее добавляет: «Их же несть племени ни наследка». Народ этот действительно исчез, хотя и не совсем так, как это представлялось летописцу через триста с лишним лет после событий…

Погибоша аки обре...

Такая поговорка издавна бытовала на Руси - по свидетельству автора «Повести временных лет», который далее добавляет: «Их же несть племени ни наследка».

Народ этот действительно исчез, хотя и не совсем так, как это представлялось летописцу через триста с лишним лет после событий… Источник сюжета об обрах, «примучивших» дулебов, скорее всего западный: дулебы-славяне известны не только на Волыни, но и в Чехии, в Венгрии. И им, равно как и сербам, хорватам, византийцам, франкам и другим народам, дело с аварами пришлось иметь долго - почти два с половиной столетия. Ни один из азиатских народов, попавших в Европу в эпоху Великих переселений, в V-VIII вв., не оказал на европейскую историю столь длительного влияния.

Славу, хотя и недобрую, авары заработали едва ли меньшую, чем гунны, и вниманием историков обделены никогда не были. Однако многие ключевые вопросы: кто же, собственно, такие авары, почему они смогли столь долго продержаться в Европе, каковы границы их государства (или ареал обитания) и как они «погибоша» - всё это еще предмет споров.

Не вполне ясна и проблема происхождения аваров.

В мнениях тут недостатка нет. Чаще всего, пожалуй, аваров называют тюрками, считая это почему-то чем-то само собой разумеющимся. Иногда, впрочем, их определяют как иранцев, хотя с тем, что о них известно по источникам, это никак не вяжется. Распространен и взгляд на аваров как на смешанную, тюрко-монгольско-иранскую группировку. Но это суждение можно скорее отнести к составу аварской орды уже при вторжении в Европу. Вопрос о происхождении собственно аваров остается открытым.

Господствующей до недавнего времени (по крайней мере - на Западе) была версия происхождения этих кочевников из осколков крупного объединения жужаней, господствовавшего в степях Центральной Азии в V-VI вв. Основанием для такого представления (появившегося еще в XVIII в.) послужило то, что в 552-555 гг. жужани были разгромлены тюрками, а авары в Европе появились в 558 г. (точнее, в том году их посольство прибыло в Константинополь).

Жужани по языку признаются монголами; отсюда делался вывод о многолоязычии аваров. Еще один аргумент связан с тем, что правитель аваров носил титул каган, впервые появившийся у жужаней и считающийся ныне монгольским по происхождению. Да и прическа аваров, особо отмеченная византийцами, также довольно характерная: длинные волосы, разделенные на пряди и заплетенные.

Подкрепляли эту версию и другие данные. Так, известный немецкий ученый К.Г.Менгес определил, что славянские слова телега и хоругвь - монгольского происхождения. Но к славянам эти заимствованные слова попали рано - их использовал уже автор «Слова о полку Игореве», так что собственно монголы тут ни при чем.

Поскольку все прочие кочевники периода раннего средневековья, были тюрками или уграми, методом исключения определяется, что позаимствовать эти слова славяне могли только у аваров. Наконец, сам русский этноним с характерной заменой гласных (обры-авары) указывает на происхождение слова из алтайских (в широком смысле) языков.

У этой теории были, однако, два слабых звена: очень малый временной разрыв (три года) между разгромом жужаней в Азии и появлением аваров в Европе и несоответствие данным византийского историка Феофилакта Симокатты (VII в.), который сообщает, что авары прибыли из Средней Азии, а не из более восточных районов.

По преимуществу на почерпнутой у Феофилакта информации основана другая версия, ставшая широко известной в изложении Л.Н.Гумилева. По мнению этого историка, вопрос о происхождении аваров решается весьма просто. Были-де грозные абары в Джунгарии (Китайский Туркестан), о которых толком ничего не известно, тем не менее они объявляются предками каракалпаков. (Здесь непонятно только, почему «грозных» абаров тюрки покорили, судя по всему, безо всяких проблем и лишь упомянули о них; в чем тогда, собственно, их «грозность» заключалась? И почему от абаров пошли каракалпаки, а не какой угодно другой этнос?)

А в Средней Азии жили известные византийцам хиониты, оседлый народ сарматского происхождения, называемые также эфталитами. Симокатта пишет о них как о двух племенах - уар и хунни, вместе они назывались еще вархониты. Они бежали от тюрок на Волгу и Дон, объявили себя теми самыми абарами, все им поверили (неизвестно - а с чего бы?), и в Европу они, наведя на всех страх, пришли уже не как вархониты, а как авары.

Поэтому мы, вслед за Симокаттой, должны считать их псевдоаварами, не путать тех и других, что часто и делают историки, впадая к тому же еще в одну ошибку: считают этих псевдоаваров кочевниками. Ведь византиец всё объяснил: был на самом деле оседлый народ хионитов (хунни), а уар - это просто эпитет, слово из гуннского языка, означающее речные (впрочем, раньше Л.Н.Гумилев считал, что уар - угорское племя).

Хиониты жили, по Гумилеву, то в низовьях Сырдарьи, то между Аралом и рекой Урал (в последнем случае непонятно - где же в то время они могли там жить оседло). А эфталиты, другой народ, жили южнее, у границ Персии. Вот так, по Гумилеву, выглядит решение уравнения с двумя неизвестными (авары и абары). Просто и ясно.

Беда, однако, в том, что никакого решения тут на самом деле нет, да и до простоты и ясности еще далеко. И неизвестных в уравнении больше, чем два. Например, на каком-таком «гуннском» языке уар означает речные?

Л.Н.Гумилев считает, кстати, этот язык - без всяких на то оснований - тюркским, а так как в нем такое слово неизвестно, объявляет его архаизмом (надо полагать, благополучно и вовремя исчезнувшим, чтобы это положение нельзя было ни опровергнуть, ни доказать). Но если вспомнить, что византийцы гуннами кого только ни называли, то получается неразрешимая головоломка.

Однако версия о приходе авар из Средней Азии в последнее время становится всё более популярной в свете новых фактов, которые, правда, отнюдь не подтверждают построения Л.Н.Гумилева. Связаны эти факты с так называемой эфталитской проблемой.

Эфталиты - это, строго говоря, название династии, а не народа. Сейчас всё более утверждается мнение, что этнос назывался хионитами. Но тогда они никак уж не могли жить между Аральским морем и рекой Урал - их земли соседствовали с Персией. Границы державы эфталитов определить трудно, но известно, что кроме территорий в Средней Азии она включала и часть Китайского Туркестана.

Распространено мнение, что эфталиты - иранцы по языку (иранские личные имена - Эфтал, Гатфар и другие - у них обычны), оседлый народ, европеоидного типа. Однако сирийский автор VI в. Захария Ритор включает аваров и эфталитов в число северных народов, живущих в палатках, промышляющих скотоводством, охотой, рыболовством, - наряду с аланами, болгарами и хазарами.

Личные имена не могут служить серьезным доказательством - они легко заимствуются по самым разным причинам (современный русский именник в основе - греко-латинский, у гуннов были нередки готские имена и т.д.). Европеоидный облик... Но, строго говоря, неизвестно, сколько времени эфталиты уже находились в контакте с народами соответствующего антропологического типа к тому времени, когда сведения о них попали на страницы хроник. Тип лица за века мог существенно измениться.

К тому же историк Аммиан Марцеллин, первым писавший о хионитах в IV в., сообщает, что видел только одного или двух представителей этого этноса. Два века спустя византиец Прокопий Кесарийский сообщал, что эфталиты - единственные из всех гуннов - белы телом и не безобразны лицом. При этом Прокопий утверждает, что эфталиты - оседлый народ. Почему же для него они все-таки гунны (в смысле собирательном, разумеется)? Или он знал что-то об их языке? Это предположение недоказуемо. К сожалению, значение слова гунны у Прокопия не изучено.

Хиониты, судя по их названию, вполне могли происходить от живших прежде близ Китая хунну (согласно реконструкции, их самоназвание должно было звучать - в приблизительной русской передаче - как нечто вроде хуонг-на).

Хотя с версией происхождения хионитов от хунну далеко не все согласны, более логично предполагать, тем не менее, что хиониты и эфталиты - это не синонимы, что хиониты были одним из этносов, составивших объединение, известное как эфталиты. Иными словами, эфталиты, именуемые также белыми гуннами, потому и называются по имени династии, что речь идет о конгломерате племен. В него непременно должны были входить и иранцы - среднеазиатское население (покоренное или союзное).

А вот кем были собственно эфталиты? Английский ученый Э. Дж.Пуллиблэнк привел веские доказательства в пользу того, что они говорили на языке монгольской группы и являлись отделившейся частью народа ухуань, проникшей на запад или по следам хунну, или вместе с одной из их группировок (хиониты) в первые века н.э. Китайцы, например, отмечали, что женская прическа эфталитов была того типа, который по другим источникам был известен монголам еще в XIII в., а язык - таким же, как и у одной из кочевых группировок Китайского Туркестана, определяемой ныне как монголоязычная.

Есть основания предполагать непосредственную связь эфталитов с аварами. Дело не только в том, что тюркские надписи упоминают народ или страну Апар, а у древних болгар, испытавших и аварское господство, а также у хазар зафиксированы родо-племенные подразделения, называвшиеся авар.

Современный город Кундуз в Афганистане назывался некогда (в арабской передаче) Вар-Вализ, что переводят как Город аваров. Кроме того, в результате пересмотра данных византийских источников было установлено, что сообщение о «псевдоаварах» у Симокатты - скорее всего лишь версия античного происхождения (античными данными византийцы часто пользовались, когда не хватало собственных).

Напрашивается вывод: то, что мы называем эфталитами, - не единое целое, а многоплеменное объединение, включавшее группы различного типа хозяйства, оседлые и кочевые племена и т.д. Это объединение сложилось, очевидно, из монголоязычных аваров (абаров, потомков гуннов-хунну) и иранцев, возможно, при участии, уже на позднем этапе, каких-то и тюркоязычных групп. Симбиоз в рамках одного политического организма кочевого и оседлого населения в среднеазиатских условиях - явление самое обычное и естественное.

Такая реконструкция, как представляется, примиряет противоречивые данные источников. Кроме того, снимается искусственная проблема «истинных» и «ложных» аваров, и можно полагать, что действительно два (как то и писал Симокатта) племени - вар (авар, очевидно, главенствовавшее) и хунни в период наступления на запад тюрок выделились из состава эфталитов и ушли в Европу. Кстати, вопреки Л.Н.Гумилеву, эти беглецы-вархониты были все-таки кочевниками, а не оседлыми жителями державы эфталитов: земледельцы при угрозе нашествия или остаются на месте и пытаются организовать отпор, или стараются укрыться в труднодоступных местах, но по соседству. А тут всё происходило иначе: в 557 г. тюрки громят державу эфталитов, а в 558 г. Константинополь уже встречает аварское посольство. Пожалуй, нигде в истории не найти примеров, чтобы земледельцы так резво меняли места обитания. К тому же все источники рисуют аваров как типичных кочевников-скотоводов. Да и вся их дальнейшая деятельность эту характеристику только подтверждает.

По ходу бегства авары неминуемо должны были обрасти присоединявшимися к ним кочевниками различного происхождения (кроме уже перечисленных ранее, среди них могли оказаться даже угры), что усилило племенной союз. Обычно пишут, что бежали на запад 20 тыс. аваров, в Европу же пришли тысяч 30. Состояла эта орда преимущественно из людей европеоидного антропологического типа (что совсем не удивительно после многовековой метисации).

Л.Н.Гумилев произвел, со ссылкой на данные венгерских археологов, такой подсчет: 20 % аваров были слабомонголоидного западносибирского типа, остальные - европеоиды. Опыт подсказывает, однако, что приводимые этим автором сведения принимать на веру, увы, нельзя. В ходе проверки четкого подразделения аваров на части обнаружить не удалось - как и аваров западносибирского антропологического типа. Венгерские антропологи действительно определяют аваров как европеоидов (в большинстве) и отмечают, что маленькая прослойка, судя по всему - господствующая, сохраняла ярко выраженный монголоидный тип, такой, как у современных бурят и монголов. Впрочем, еще чаще у представителей той же господствующей группы отмечался так называемый туранский (среднеазиатский) тип строения лица. Но все эти данные относятся уже к аварам Подунавья; в период же их переселения соотношение компонентов могло быть и иным.

Успешному продвижению аваров на запад немало помогла Византия, попытавшаяся использовать пришельцев, чтобы обезопасить свою границу по Дунаю, - в русле традиционной политики стравливания кочевников друг с другом. Уже в первые два года пребывания в Причерноморье (558-560) авары разбивают противников Византии - савир и антский племенной союз, затем продвигаются к устью Дуная, нападают на славянские племена хорватов и дулебов в Прикарпатье, подчиняют часть так называемых протоболгар.

Но в Причерноморье авары, видимо, чувствовали себя не очень уютно - как из-за собственной малочисленности, так и из-за сохранявшейся тюркской угрозы с востока. Реально подчинить местные племена им, видимо, не удалось. Тогда они заключают союз с германцами-лангобардами. Те помогли аварам разбить своих сородичей, гепидов, а сами ушли в Италию.

Аварам в итоге достается (в 567 г.) идеальное убежище на окраине пояса степей - территория современной Венгрии: горы прикрывают подступы с севера и востока, Дунай - с юга. Можно заниматься скотоводством - кочевым и отгонным (в горах). Но главное - покорено местное оседлое население: остатки гепидов и славяне, в основном дулебы. Это население можно было использовать для военных целей и эксплуатировать, что авары и делали. Не случайно именно здесь, в Подунавье, складывается Аварский каганат.

Что бы там ни говорили о «взаимовыгодном» симбиозе кочевников и оседлых народов, в тех условиях при наличии по соседству земледельцев цель у кочевников была одна: сесть им на шею. Это давало огромные выгоды, прежде всего позволяло обеспечить себя продовольствием: мало ли что может случиться с пастбищами (даже если их хватает) или со скотом... Недостающее надо получить, а путей всего два: обмен (когда есть, что менять) или грабеж. Поэтому кочевникам без земледельцев не обойтись, а вот те и без них прекрасно себя чувствуют.

Венгры в аналогичных условиях перейдя к оседлости, смогли то, что не удалось ни гуннам, ни аварам: вошли в число европейских народов. При этом нужные скотоводческие традиции они сохранили, но совершенно не страдали от того, что бросили кочевать. У славян хозяйство тоже было комплексным: и земледелие, и скотоводство. А вот авары, как показывает археология, всячески стремились сохранить свой образ жизни и свое господство над соседями, им в этих условиях жизненно необходимое.

Впрочем, в Причерноморье вряд ли они удержали власть после того, как покинули эти земли (хотя есть и сторонники противоположного мнения). Скорее всего, часть племен числилась там зависимыми от аваров, платила какую-то дань, принимала участие в походах. Сохранить же реальную власть в условиях, когда авары постоянно передвигались, воевали с соседями или затевали междоусобицы кагану вряд ли было под силу.

Почему славяне столь долго (более двух веков) терпели над собой господство в общем-то немногочисленного противника? Отчасти, вероятно, потому, что часть славян была не подданными аварского кагана, а его союзниками. Сказывалась и разница в военных традициях: славяне сражались пешими, почти без оборонительного оружия. Так можно было побеждать византийскую пехоту, но не аваров, привыкших у себя дома к конной войне как в степных, так и в горных условиях - у них были и панцири, и мощные боевые луки, и стремена, позволявшие всадникам успешно применять против пехоты наряду с копьем длинный меч, а позже (с VII в.) и саблю.

В итоге славянам пришлось участвовать во всех военных походах аваров, а те без дела не сидели: набеги на Византию, независимых славян, франков стали обычным делом. Во время подобных экспедиций умело сочетались действия аварской конницы и славянской пехоты или речного флота. Своим славянским союзникам авары помогли в 595 г. победить баварцев, нападать на земли вплоть до Адриатики, на Италию. Однако это сотрудничество должно было рано или поздно прекратиться.

В 602 г. авары окончательно разгромили антов, но удержать под контролем Причерноморье не смогли. Этому помешали протоболгары, поддержанные Византией. А сама Византия, объект почти ежегодных аварских набегов, сумела в 626 г. нанести кочевникам решительное поражение у стен Константинополя. После этого походы на империю пришлось прекратить.

Успешно отбивались от авар и славяне Нижнего Дуная. Вызванное этими событиями сокращение доходов не могло не привести к усилению эксплуатации покоренных славян и к попыткам подчинить вчерашних союзников. Усиливается натиск на сербов и хорватов, на чешские и польские племена (недаром почти все славянские языки сохранили слово обр в значении великан, что нашло отражение и в «Повести временных лет»: «Быша бо обре телом велици...»; в «великанстве» аваров можно и усомниться, но ясно переносное значение слова - сильный противник).

А что означало «быть под аварами» (даже если счесть сказкой слова русского летописца о том, что авары впрягали в повозки славянских женщин вместо лошадей) - об этом сообщает франкская хроника еще VI в.: ежегодно авары на зимовку отправлялись к своим славянским подданным, на всё готовое, насиловали женщин, брали полон, грабили. И это помимо дани.

Естественно, что славян такой «симбиоз» не устраивал. Постепенно в борьбе с аварами на западной окраине славянского мира сложилось государство, возглавленное Само (620-650-е гг.), но оно не пережило своего основателя.

Авары еще побеждали сербов и хорватов, но из-за междоусобиц в каганате стал ненадежен его протоболгарский компонент - в VII в. несколько составлявших его кочевых орд покинули Аварию.

Каганы всё чаще ориентируют свои набеги на Италию, Баварию, на земли нынешних Словении и Австрии, где жили славяне-хорутане (предки словенцев). Тут аварам, казалось бы, помогала борьба баварцев с франками. Но закончилось всё это тем, что каганат, ослабленный восстаниями и войнами, утративший многие владения и располагавшийся на территории едва ли намного большей, чем современная Венгрия (где авары, упорно сохраняя кочевой образ жизни, не могли жить без грабежа соседей), - этот каганат противопоставил себя мощной Франкской державе Карла Великого, у которого были свои виды и на Италию, и на Баварию, и на соседние с нею славянские земли.

Италия и Бавария покорились Карлу, хорутане стали его союзниками. Авары, совершившие в этих условиях очередной набег на франкские владения (788), привели Карла, «защитника христианского Запада», к заключению, что с аварами пора кончать. Франки располагали для этого необходимыми силами - испытанной в боях латной кавалерией.

В 791 г. Карл направил против каганата две армии (одной он руководил сам) и союзников-славян. Ряд аварских укреплений (хрингов) был разгромлен. В 796 г. на раздираемый междоусобицей каганат обрушился решающий удар. Пала столица, хринг-ставка кагана.

А к 803 г. были сломлены последние попытки сопротивления, и под контролем франков оказались современные венгерские, австрийские и словенские земли к западу от Дуная, где была образована пограничная область - Восточная Марка Франкской Империи. Тогда-то, видимо, и зародилась в славянской среде поговорка «Погибоша аки обре».

Знать и воинское сословие собственно аваров были, видимо, действительно в основном истреблены. Но вряд ли можно то же сказать о земледельческом населении (включая, возможно, и осевшую на землю часть аваров), а также о разбежавшихся по горам и лесам остатках кочевников. Они превратились в франкских подданных, и в 811 г. франкам даже пришлось защищать их от натиска своих славянских союзников.

Но остановить ассимиляцию попавших в совершенно новые для них условия, побежденных и подчиненных аваров уже было нельзя. Последний раз авары упоминаются во Франкской хронике под 822 г. В дальнейшем, очевидно, они были поглощены славянскими и германскими колонистами и занявшими прежние земли Аварского каганата венграми.

Республика Дагестан – это огромная общность различных коренных народностей, самым многочисленным из которых являются аварцы. Этот народ во многом сформировал национальную самобытность региона, оказав серьезное влияние на его культуру. История и судьба аварского народа нераздельно связана с историей Страны гор.

Краткая история происхождения аварцев

Иногда можно услышать вопрос: «А что за нация такая – аварец?» По одной из версий представители этноса являются потомками аваров и самоназвание нации произошло от имени «Авар» – великого правителя государства Сарир. Однако, по мнению других этнографов, так называли жителей Хунзахского плато, где располагалось Аварское ханство.

Сегодня представителей этого можно встретить в любом регионе нашей страны. Связано это с тем, что аварцы являются самым большим по численности этносом, проживающим на территории современного Дагестана.

Численность аварцев только на территории РД составляет около 100 тысяч человек. На самом деле их гораздо больше, поскольку аварцы проживают не только в городах центральной России, но и за рубежом – в , . Можно встретить аварцев во многих других бывших республиках СССР, и даже в Турции. Но, конечно, централизованно они проживают в Дагестане, составляя около трети всего населения региона.

По утверждениям отдельных летописей (например, грузинской «Картлис цховреба») некогда аварцам принадлежали огромные земли, начиная от Волги и Каспийского моря, и заканчивая . Так это или нет, сегодня сказать трудно. Историки до сих пор спорят о происхождении аварцев. Как отметили выше, большинство исследователей относит их к потомкам аваров, воинственного народа, который пришел территорию Кавказа еще в V-VI веках.

Часть их ушла дальше, в Европу, а некоторые племена осели здесь и постепенно ассимилировались с теми народностями, которые населяли эти земли исстари. Этнически близки к аварцам народы андо-цезские, что говорит о взаимопроникновении языков и культур.

Ученые, опираясь на данные исследований, находят некоторую связь между евразийскими аварами и теми аварцами, которые проживают сегодня на . Определенно утверждать ничего нельзя, поскольку в этом регионе традиционно наблюдается смешение этносов, а сам аварский народ генетически изучен довольно слабо. Однако можно сказать, что непосредственно их история началась с периода создания государства Сарир, которое с VI по XI века существовало в .

Государство Сарир было сильным и большим, оно граничило с грузинскими княжествами, с Хазарией и . Древние аварцы были достаточно воинственным народом. Основными политическими и территориальными противниками их были хазары. Нередко они сходились с многочисленными армиями в тяжелых боях.

В VIII -IX веках Сарир находился под властью арабов, затем вновь обрел независимость. После чего аварцы участвовали в войнах против и Ширвана – небольших региональных государственных образований. В Х веке это было очень могущественное государство и даже диктовало свои условия соседям. Во многом способствовали этому успеху и хорошие отношения с Аланией.

Распад целостности произошел в конце XI века. Это произошло из-за внутренних противоречий, прежде всего, на религиозной почве. Жители Сарира в большинстве своем были христианами, однако хазарский иудаизм, арабский ислам и язычество малых народностей привели к сильным разногласиям и ослаблению страны. В результате западная территория откололась от Сарира, а само государство распалось на независимые территории, в том числе, Аварское ханство.

В XIII веке аварцы были вынуждены противостоять войскам монголов, которые собирались завоевать горные части . После чего между Аварским государством и Золотой Ордой был заключен союз данничества. По всей видимости, эти периоды (взаимоотношения сначала с арабами, затем с монголами) также оказали влияние не только на менталитет, но во многом и на их внешность.

Стоит рассмотреть фото аварцев, чтобы увидеть определенные ближневосточные черты в лицах, а в некоторых случаях – отдаленные азиатские. К тому же, становлению внешности и характера аварцев во многом способствовал и другой период: в XVIII веке Авария попала под власть персов.

Стоит отметить, что они не собирались принимать новых правителей и оказывали отчаянное сопротивление иранцам. Несмотря на все предпринимаемые усилия, Персия так и не смогла полностью сломить независимость этого народа, вследствие чего иранский полководец Надир-шах лишь ослабил собственное военное могущество и достиг в определенной мере снижения влияния на другие народы самой Персии.

Что же касается иранских войск, то, как утверждают документы того времени и современные историки, не все персы ушли с Кавказа – многие из них остались здесь и пополнили население и Чечни.

Конец 18–начало 19 столетий стали поворотным этапом в истории народа, поскольку на Кавказ пришла Россия. На тот момент Аварское государтво уже устало от постоянных притязаний на свою независимость со стороны персов и турок. Сначала Петербург допускал те же ошибки, что и другие стороны, желавшие распространить на эти территории зону своего внимания.

Первые годы русской экспансии были во многом схожи с персидской, что вызывало неприятие новых властей со стороны горцев. В итоге это привело к . На защиту интересов своего народа встал , а самым известным и запомнившимся сражением стала . К сожалению, большая часть аварского населения в битве была перебита царскими войсками.

Русское руководство сделало правильные выводы: сменила тактику и начала делать все, чтобы ее покровительство стало привлекающим фактором для жителей региона. В результате эта тактика себя оправдала. Аварская элита поняла, что Петербург, оставляя ей определенную свободу действий, предлагает защиту всей территории от вторжений и разорения со стороны Ирана и Турции. К началу 19 века большая часть Дагестана в состав Российской империи.

При этом некоторая часть населения все же не приняли новые порядки и стремились уехать. О том, сколько аварцев покинули родные края и перебрались на жительство поближе к Стамбулу, сказать довольно сложно. Однако на сегодняшний день на территории Турции проживают около 55 000 аварцев.

Традиции, обычаи и быт народа

Многовековая история, а также свободолюбивый нрав аварцев позволили им сохранить собственные обычаи и традиции. Во многом они сходны с кавказских народов. Но есть и некоторые, присущие только им черты, касающиеся, в первую очередь, этики поведения.

Уважительное обращение к старшим – это основная этическая традиция аварцев. Более того, старейшины до сих пор играют главенствующую роль на народных сходах при принятии какого-либо решения. Чем авторитетнее старейшина, тем больше возможностей у него сделать свой голос решающим.

Кроме того, к числу обычаев относится и строгое соблюдение этикета при общении. Например, если мужчины-аварцы разговаривают между собой, они соблюдают определенные условия возрастного ценза. Младший, поздоровавшись со старшим, обязан отступить на два шага и соблюдать эту дистанцию на протяжении всей беседы. Если же с мужчиной общается женщина, то это расстояние становится еще больше и достигает метров двух.

Аварские традиции во всем, что касается общения, достаточно целомудренны, а сами представители этноса являются обходительными. Вместе с тем, народные традиции не обходят стороной проведение разнообразных праздников – здесь уже упомянутая целомудренность и вежливость подчеркивается яркостью костюмов и праздничных обрядов.

Стоит побывать на свадьбе аварцев, чтобы убедиться – это одно из самых красочных зрелищ. Здесь по традиции собираются жители всего селения. В течение первого дня веселье проходит в доме у кого-нибудь из друзей жениха, причем стол должны организовывать гости. Лишь на второй день свадьба проходит в доме, где проживает жених, а к вечеру сюда привозят и укутанную свадебным покрывалом невесту. На третий день дарят подарки и едят традиционные блюда, в число которых входит и обязательная каша.

Между прочим, у аварцев существует свадебный , только крадут здесь не невесту, а жениха. Это осуществляют подружки новобрачной, поэтому друзья жениха должны зорко следить за тем, чтобы он не был похищен.

Как и прочие , аварцы до сих пор придерживаются обычая кровной мести. Конечно, сегодня эта традиция уходит в прошлое, однако в далеких горных селах она может практиковаться и поныне. В старину захватывала целые роды, а причиной могло служить похищение, убийство, а также осквернение родовых святынь.

Вместе с тем, аварцы – народ гостеприимный. Гость здесь всегда является главным человеком в доме, и они всегда готовы к приходу даже нежданных гостей, оставляя им еду на обеде или ужине.

Общие кавказские традиции проявляются также в национальной одежде. Самой распространенной верхней мужской одеждой является бешмет, в зимнее время он утеплялся подкладкой. Под бешмет надевается рубаха, головным убором служит большая папаха . Что же касается женских костюмов, то они довольно разнообразны.

Аварские женщины носят одежду, украшенную местными этническими элементами – по украшениям, расцветке платка, узорам можно угадать, из какого селения женщина родом. При этом замужние и пожилые женщины предпочитают одежду приглушенных оттенков, а вот девушкам позволительно наряжаться более ярко.

Культура доминирующей нации Дагестана

Аварцы, как и другие , внесли большой вклад в и России. Прежде всего, это народное творчество. Выступления национальных коллективов всегда пользуются большим успехом у зрителей. Очень поэтичны и напевны песни аварцев. Здесь одинаково широко используются и богатые возможности языка, и национальный музыкальный колорит. Поэтому послушать, как они поют, всегда собирается немало слушателей.

Не менее колоритны и национальные праздники. Каждое такое празднество становится ярчайшим зрелищем. Здесь и песни, и танцы, и яркие костюмы – все сливается воедино. Стоит упомянуть, что аварцы, как и другие местные народы, умеют веселить и себя, и других. Они довольно остры на язык и хорошо знают особенности своего менталитета. Поэтому, как утверждают знатоки, анекдоты про аварцев сочиняют сами представителями этого народа.

Ярким, напевным и полным поэтичных оборотов является их язык, который относится к нахско-дагестанской группе языков . При этом в нем присутствует множество местных диалектов. Во многом это явление отражает особенности аварской истории, когда возникали вольные общества горцев.

Тем не менее, хоть они и проживают в разных частях земли, всегда могут понять друг друга. Существуют и общие языковые и культурные традиции, идентичные для всей Аварии. Например, многих интересует, почему аварцы с особым пиететом относятся к волкам. Все потому, что у них волк считается символом смелости и благородства. Поэтому образ волка многократно воспевается и в народном фольклоре, и в литературе.

Большой вклад в культуру России внесли известные аварцы-литераторы. В их числе, конечно, – один из самых знаменитых . Именно он создал своеобразный гимн, сочинив стихотворение «Песня аварцев». С тех пор это произведение стало неофициальным гимном народа. Славу аварцам принесла также поэтесса Фазу Алиева.

Известны и достижения спортсменов – прежде всего, Джамала Ажигирея, мастера спорта по у-шу, 12-кратного чемпиона Европы, а также , профессионала по боям без правил UFC (является чемпионом мира).

Сегодня национальность аварец говорит о многом. Это гордый и независимый народ, который на протяжении многих веков своего развития не раз доказывал, что умеет бороться за собственную свободу. Несмотря на то, что некогда они считались воинственными, у аварцев развито скотоводство и земледелие, различные ремесла. На многих национальных фестивалях создаются экспозиции традиционных ковров, шкатулок, посуды, украшений.

Авары - племенной союз, главным образом тюркоязычных племен, живших на Волге и Каспийском море. Одна из трех ветвей единой тюркской группы (авары, ).

Авары (ОБРЫ) появились в Европе в результате распада гуннской монархии. В середине 6 в. они проникли на Дунай, откуда совершали набеги на славянские племена. В конце 8 в. полководцы Карла Великого разгромили аваров. Русские летописи называют их обры. Древние авары-обры были тюрками, что отличает их от современных аварцев , живущих на Кавказе, поэтому связи между ними никакой нет. В "Слове о полку Игореве" упоминаются, несомненно, не древние обры, а авары Дагестана, славившиеся уже тогда своими металлическими изделиями.

В 558 году аварский каган Боян умертвил посла дулебов Межамира и завоевал их страну, известия об аварских угнетениях сохранились в славянских преданиях и занесены в летопись. В VI веке авары образовали в бассейне р. Дуная (в Паннонии, между Дунаем и Карпатами) государственное объединение Аварский каганат (середина VI - конец VIII веков) (Не путать с более поздним аварским ханством в Дагестане ).

Славяне сопротивлялись угнетателям, и в 602 году авары вновь отправили в землю антов войско под начальством Аспиха. Западные славяне, чехи также испытали аварские притеснения, авары совершали набеги на франков и Византию.

Как утверждают византийские источники, от захвата и уничтожения Константинополь спасло непосредственное вмешательство самой Богородицы [чудо Покрова (ризы) пресвятой Богородицы - праздник равно чтимый православными и католиками (у нас - 14 октября нового стиля) ].

Франки потерпели ряд серьезных поражений от авар, настолько сильных, что даже король франков Сигиберт II побывал в аварском плену. Ему удалось выйти на свободу только за обещание не поддерживать христиан, подвластных каганату и женить своего наследника Дагобера I на аварской принцессе - Рахили. Молодожены получили в удел приморский городок, впоследствии названный Ла Рошель, и прославившийся как центр и оплот всех еретических движений в средневековой Франции.

В 623 г. был создан мощный союз западнославянских племен, который возглавил король Чехии (с 627г.). Союз разгромил аваров, остановив их дальнейшее продвижение. Этот союз до 658 года успешно противостоял и натиску франков.

В половине VII в. могущество аваров начинает упадать, Тогда борьбу на два фронта, против наступающих через Испанию арабов и укрепившихся на огромной территории, включая современные Австрию, Венгрию, Чехию, Венгрию, Румынию и Югославию - аваров, возглавил Арнульф Геристальский - дальний предок Карла Великого. Более ста лет потребовалось геристальским майордомам, чтобы взять под контроль ненадежную королевскую власть, после удачного брака престолонаследника одаривавшую невероятными привилегиями иноверцев, соединить расползающиеся части государства, остановить победоносных воинов Ислама под Пуатье в 732 году, отстранить от власти и низложить потомков Дагобера и Рахили, короноваться, - и только в середине шестидесятых годов VIII в.н.э. Карл Великий смог начать успешную войну с аварами.

В 796 году король франков Карл Великий нанес им страшное поражение в Паннонии: он завершил двадцатилетнюю войну полным и окончательным разгромом Аварского Каганата. Его интернациональные христиано-языческие войска штурмом взяли считавшуюся неприступной столицу Каганата Ринг, располагавшуюся на Дунае на месте современного болгарского города Преслав (Переяславец-на-Дунае русских летописей - то место, где франки переяли славу обров - о чем русские летописцы не упоминают, хотя великий русский князь Святослав I Игоревич называет этот город столицей всей земли, на которую он претендует и считает своей по праву [Это только одна из версий ]).

В 867 году авары почти все были истреблены болгарами и ассимилировались в Венгрии и Болгарии.

Материал с сайта

ОТ РУСИ ДРЕВНЕЙ ДО ИМПЕРИИ РОССИЙСКОЙ

Литература:

Бернштам А. Н., Очерк истории гуннов, Л., 1951;

Очерки истории СССР. III-IX вв., М., 1958;

Артамонов М. И., История хазар, Л., 1962.

АВАРЫ (летописные ОБРЫ)
Еще одно восточное племя, прошедшее на Запад по югу Древней Руси где-то в середине 6 века н.э. и ставшее, в дальнейшем, лет на 200-250 западным соседом славян-русов (антов и дулебов). Оставили они по себе недобрую славу в памяти народной. Вот цитата из «Повести о начале земли русской» середины 11 века – времена Ярослава Мудрого – в изложении В.О. Ключевского. «Эти обры воевали со славянами и примучили славян-дулебов и насилие творили женам дулебским: если обрину надо было ехать, то не позволял он запрячь ни коня, ни вола, но велел впрячь 3 или 4, или 5 жен, чтобы они везли обрина – так мучили дулебов. Были обры телом велики и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, не осталось ни одного обрина. Есть по сей день поговорка на Руси: погибли, аки обры». Для справки: дулебы - позже волыняне - обитали по Бугу в Прикарпатье.Летописец вспоминает события, для него бывшими почти пятисотлетней давности. Это как будто нам, сегодняшним, врезались бы в память деяния где-то 1500 года, причем без каких-либо книг-газет и интернетов, а только по изустным, из поколения в поколение, сказаниям. Я хочу этим подчеркнуть, что обры (авары) реально были столь безжалостны к побежденным, что и через 500 лет их вспоминали с содроганием. Азиаты, что с них взять?!
Происхождение авар, их этническая и даже расовая принадлежность до сих пор является предметом споров и дискуссий, равно как и их язык. С равной степенью вероятности называют их монголоязычным, ираноязычным (арийским), либо тюркоязычным этносом. Одно несомненно: историческая родина «обров» определяется опять-таки в Центральной Азии, причем в приграничных, как и вслучае с гуннами, районах с Китаем. Есть также версии о принадлежности авар к европеоидной расе, к монголоидной (что, вообще-то, по близости к Китаю более вероятно), а также, что это была ветвь из тюркоязычного государства эфталитов (территория современной Средней Азии и Афганистана).
Как бы там ни было, отряды авар впервые были отмечены на землях современного Северного Казахстана в 555 году, а уже в 557 на Нижней Волге и степях Северного Кавказа. В это же время они вступают в контакаты, то есть нападают, по свидетельству византийских авторов на неких «утигуров», «господствовавших на Дону» , а также атакуют племя «залов», обитавшее в донском левобережье. Указанные наименования племен, равно как и десятки прочих, были придуманы греками-ромеями (византийцами) для идентификации местных народов по собственному разумению. В древности греки довольно легко обходились с названиями реальных и мифических племен, присваивая им собственные прозвища по неким внешним признакам, или обычаям, независимо от самоназвания народов. Это как сегодня в нашем обыденном сознании существуют некие «лягушатники» и «макаронники», которые на самом деле именуются несколько иначе.
Но мы теперь знаем, что в Придонье раннего Средневековья, как и тысячи лет до того, обитали потомки ариев и скифо-ариев, или киммерийцев - как указывал Прокопий Кесарийский - который и связывал уже тогда и совершенно справедливо «утигуров» с киммерийцами. Именно в этот период, в первые века Новой эры, на авансцену истории Восточной Европы выходят славяне. Эти племена обитали здесь с незапамятных времен и были известны под различными именами, дошедшими до нас благодаря трудам греков и римлян. Но только с 3-4 веков н.э., при более тесном взаимопроникновении, они стали называться соседями по самоназванию: славяне, или в различных транскрипциях в зависимости от языка – склавены, словене, славины... К 5-6 веку уже существовали, вернее, становятся известны окружающему, миру существовавшие и до того большие племенные объединения славян – анты, роксоланы, венеты (пока не доказано). Немногим позже в этом ряду выделяются и славяне–русь, русы.
Аварам из-за «утигуров» и «залов» не удалось с ходу проскочить на Запад через Дон в его среднем течении и они уходят южнее, уже через год появившись в пределах Византийской империи. Император Юстиниан нанимает авар для защиты от наседавших со стороны Дуная славян. Авары то воюют со славянами (антами), то в союзе с ними пытаются штурмовать сам Царь-град (626 год). Но в этом предприятии их подводят славяне, не обеспечившие по каким-то причинам аварского кагана боевыми судами (ладьями), без которых подобраться к бастионам Константинополя было невозможно. Отметим для себя славян как искусных корабельных мастеров. Здесь и далее под термином «славяне» я имею в виду потомков скифо-ариев, которые в первые века Новой эры усиливают нажим на Восточно-Римскую империю (Византию) с севера Балканского полуострова, из-за Дуная. Именно в результате этого натиска в 6-7 веках происходит славянизация Балкан. Многочисленные латинизированные племена фракийцев, иллирийцев, гетов, частично даков воспринимают язык славян-завоевателей и вливаются в единую тогда общеславянскую семью родственных по крови, а теперь и по языку народов. Еще через сто лет на славянский язык переходит население тогдашней Болгарии, Болгарского ханства (почти синхронно с христианизацией).
Вернемся к аварам. В 565-566 годах они доходят до территории современной Германии, в Тюрингию и даже до Галлии, где пленяют самого короля франков. Противодействовать аварам в центральной Европе было некому и они становятся на 170 лет хозяевами положения, образовав так называемый Аварский каганат – см. рис.1. – со столицей предположительно в Трансильвании. Кочевые авары оседают на завоеванных землях. Но тут присутствует некая археологическая странность: в этом довольно продолжительном периоде (170 лет) не выявлено сколь либо значительных памятников материальной культуры авар, а тем более письменных. В течение жизни буквально двух-трех поколений происходит своеобразное размывание изначального азиатского этноса в окружающей европейской среде. По оценкам ученых, изначально боевые отряды авар насчитывали всего порядка 20 тысяч воинов. Правда, воинов прекрасно вооруженных и обученных кавалерийской тактике обходов, отскоков и набегов, непривычной для тогдашнего военного искусства европейцев. Тем более что, как считается, именно авары привнесли в кавалерию стремена (до них, получается, стремена не использовали), что в корне изменило как само вооружение всадника из-за дополнительных точек опоры, так и тактику боя.
Авары – типичная «нация на марше». Как и гунны, оставившие свои родовые кочевья далеко на востоке, они ушли искать военного счастья на Западе – и нашли его, покорив целые народы. Аварский каганат пал под ударами усилившегося франкского королевства и, особенно благодаря талантам и способностям будущего императора Карла Великого. Авары в 796 году присягают новому повелителю, а еще через сто лет их территорию окончательно поделили между собой Германия и болгары. Так, современная Австрия ведет отсчет своей государственности от некого графства «Авариэнмаркт».
Современники отмечали у авар европеоидные черты. Археологи в аварских захоронениях также обнаруживают среди останков воинов до 80% европеоидов, но, наряду с этим также остяки и черепа монголоидного типа – получается, пятая часть. То есть, здесь, как и в случае с предшественниками авар гуннами, мы видим армию завоевателей, состоящую из азиатского монголоидного ядра, вокруг которого формировалась уже основная масса искателей приключений, а то и откровенных грабителей из европейских, в том числе славянских, племен. Идеальных народов ни тогда, ни сейчас, увы, не существовало.
Какая-то этническая связь современных аварцев Дагестана с теми, «первобытными варварами» не доказана, в том числе и по данным ДНК-анализов. Достоверных данных нет, показания разбросаны и утверждать что-то ни за, ни против нет возможности.
Вот такой это был народец: не обры, а орки какие-то, всесильные и всевластные, прямо-таки могущественные инопланетяне в представлении покоренных народов. Но эти «повелители» растворились среди побежденных, исчезли с лица Земли, оставшись только в сказаниях, «сгинули, аки обры». Славянский же этнос, на сегодня включающий в себя десятки родственных по происхождению и языку народов, продолжает оставаться, как и во времена авар, крупнейшим в Европе. На сегодня к славянам относят от 300 до 350 миллионов землян, из них около 130 миллионов – этнические русские (в России 112 миллионов).
ИСТОЧНИКИ
1.ru.sciense.wikia.com/wiki/Авары
2.dic.academik.ru/dic.nsf/ruwiki/93169

Рекомендуем почитать

Наверх