1584 1598 кто правил. Царь Федор Иоаннович: биография, годы правления, смерть. Смерть царевича Дмитрия

Зелень и травы 29.07.2024

Правление царя Федора Ивановича (1584-1598)

В начале нового царствования был создан регентский совет. Самым видным его участником стал шурин беспомощного московского монарха боярин Борис Годунов, сделавший в годы опричнины блестящую придворную карьеру. Умело используя противоречия между членами совета, Годунов вскоре сумел фактически стать главой государства. Для укрепления экономического положения страны правительство Годунова на церковном Соборе в 1584 г. добилось отмены податных льгот, существовавших для церкви и монастырей. В это же время проводится перепись земель для учета всего земельного фонда, в связи с чем запрещаются крестьянские переходы в Юрьев день, а в 1597 г. издается указ о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян. Это было важным этапом в установлении крепостного права в России. Но следует отметить, что крестьянин прикреплялся еще не к личности помещика, а к земле. Кроме того, прикрепление касалось только хозяина двора, но не его детей и племянников.

Стремясь ограничить экономическое могущество церкви, правительство Годунова вместе с тем заботилось о росте ее авторитета, что нашло выражение в учреждении в 1589 г. патриаршества в России. На церковном Соборе первым московским патриархом был провозглашен сторонник Бориса Годунова митрополит Иов. Учреждение патриаршества делало Русскую православную церковь юридически независимой от константинопольского патриархата.

15 мая 1591 г. в Угличе во время приступа "падучей болезни" при таинственных обстоятельствах погиб царевич Дмитрий, и молва объявила виновником его смерти Бориса Годунова. Источники (следствие по делу о гибели царевича и вспыхнувшем в Угличе восстании горожан вел будущий российский "боярский" самодержец князь Василий Шуйский) не дают однозначного ответа на вопрос о причинах смерти Дмитрия, но вполне очевидно, что его внезапная трагическая кончина расчищала Годунову путь к престолу.

В 1598 г. со смертью бездетного Федора Ивановича правящая династия Рюриковичей прекратила свое существование. Очередной Земский собор после длительных уговоров избрал новым царем Бориса Федоровича Годунова (1598-1605).

Социальные движения

Формирование важнейших государственно-политических институтов Московского государства протекало в обстановке усиления социальных движений. Значительную роль в этом сыграло становление поместной системы - условных земельных держаний, предоставляемых служилым людям (помещикам). Известный публицист и богослов Максим Грек (Триволис), отмечая тяжелое положение крестьян, писал: "...во скудости и нищете всегда пребывают, ниже ржаного хлеба чисто едущу, многажды же и без соли от последния нищеты". Постепенно ухудшалось и лично-правовое положение крестьян. Со второй половины XV в. последовательно ограничивалось право перехода крестьян от одного землевладельца к другому. В связи с резко усиливающейся эксплуатацией борьба крестьян против вотчинного и поместного гнета приобретала все более разнообразные формы. Самыми распространенными из них были побеги, отказы от исполнения повинностей, убийства крестьянами и холопами своих владельцев.

Пытаясь противостоять захвату общинных земель феодалами, крестьяне обращались в суд с жалобами, но чаще предпринимали попытки явочным путем вернуть захваченную землю. Немало конфликтов было связано с созданием на общинных землях и пустошах новых монастырей. Покушения крестьян на имущество и жизнь землевладельцев носили стихийный характер, но число этих выступлений в первой половине XVI в. непрерывно возрастало.

Социальные движения охватили и городское население. Выступление посадских людей против боярства и крупного купечества было использовано еще Иваном III при включении Новгорода в единое Российское государство (1478). В 1483 г. было отмечено обострение социальных противоречий в Пскове, в летописи сказано: "Посекоша псковичи дворы у посадников". Волнения в Пскове не утихали и в первой половине XVI в. Под 1537 и 1542 гг. в летописных источниках упоминаются и волнения в Москве.

Резкое обострение социальных противоречий произошло в середине XVI в. Поводом для выступления посадских людей в Москве в июне 1547 г. послужил пожар, почти полностью уничтоживший столицу. Среди горожан распространились слухи, что виновницей несчастья явилась бабка юного царя Анна Глинская, в результате колдовства которой сгорела Москва. Посадские люди потребовали ее розыска. Слухи подхватила враждебная Глинским боярская группировка, стремившаяся направить гнев восставших против своих политических противников. Один из Глинских был убит, другие скрылись; их дворы были разграблены, слуги перебиты. Восставшие "черные люди", вооруженные чем попало, отправились в царскую резиденцию в Воробьеве требовать от царя выдачи остальных Глинских. Застигнутый врасплох юный государь Иван IV, страшно перепуганный волнением черни, обещал произвести настоящий сыск и наказать виновников пожара, погорельцам посулил помощь в восстановлении их домов. Поверив ему, москвичи вернулись в город. Вскоре московское восстание утихло. Городские низы, основная и самая массовая сила восстания в Москве 1547 г., своим выступлением ускорили падение правительства: на смену Глинским к власти пришли представители старомосковского боярства Захарьины-Кошкины. Возмущение подтолкнуло Ивана IV к разработке и осуществлению политики реформ, проводимых правительством Избранной рады, и оформлению самодержавия как политической системы.

Откликами на московское восстание стали волнения летом 1547 г. в псковском пригороде Опочке, а в 1550 г. и в самом Пскове. В Опочку для усмирения горожан пришлось направить войско. Во второй половине XVI в. усилилось социальное движение и в деревне. Крестьяне отказывались выполнять повинности, запахивали земли феодалов, травили покосы, рубили леса.

Ливонская война и опричнина обернулись для социальных низов увеличением налогов и усилением закрепощения. Особенно тяжелое положение сложилось в Москве, которая была разделена на две части - земскую и опричную. Непосредственной причиной очередного социального выступления москвичей послужил массовый террор летом 1568 г., который был вызван борьбой с оппозицией старомосковского боярства. В июле 1568 г. верхи посада под влиянием митрополита Филиппа подали царю челобитную с просьбой отменить опричнину. Затем началось восстание посадских людей. Иван IV укрылся в Александровой слободе. Собрав там опричное войско, он продиктовал свои условия. В сентябре был казнен один из виднейших деятелей боярской оппозиции И. П. Федоров, а митрополит Филипп лишен сана и сослан в тверской монастырь, где в ноябре был задушен Малютой Скуратовым. Однако под напором московского посада царь вынужден был прекратить массовый террор в столице. Он избрал своей постоянной резиденцией Александрову слободу, лишь ненадолго выезжая оттуда в Москву. Восстание 1568 г. сопровождалось волнениями в ряде северных посадов и волостей, которые были подавлены при помощи опричных войск.

Произвол опричников и подстрекательства боярской оппозиции усиливали социальное брожение. В России в 1570-1580-х гг. разразился хозяйственный кризис: страна была разорена, села, деревни и города опустели, свирепствовали голод и эпидемии. На этом фойе самыми распространенными формами социального протеста стали массовые побеги, убийства помещиков, особенно опричников, неуплата налогов, неисполнение повинностей, поджоги и разграбление господских дворов.

После смерти Ивана Грозного в марте 1584 г. в Москве под влиянием борьбы боярских кланов вновь восстали посадские люди. Горожане, к которым присоединились находившиеся в столице рязанские служилые люди, разбили арсеналы на Красной площади и приготовились к штурму Кремля. На этот раз гнев восставших оказался направлен против любимца покойного монарха боярина Б. Я. Вельского, истового опричника. Недовольный тем, что его не включили в число регентов при царе Федоре, он привел в Кремль своих вооруженных холопов. Москвичи расцепили эти действия как намерение возродить опричные порядки. Это московское восстание сыграло свою роль в борьбе бояр за власть и влияние. У кормила власти встали дядя царя Федора Н. Р. Захарьин и царский шурин Б. Ф. Годунов, которые удовлетворили часть требований восставших и одновременно свели счеты с выдвиженцами опричнины.

В апреле-мае 1586 г. в Москве вновь обострилась социально-политическая обстановка: вспыхивали восстания горожан, шла борьба боярских группировок за власть. Поводом для волнений послужило отсутствие у царя Федора наследников. В мае 1586 г. правительству пришлось отсиживаться от "заворовавшихся торговых мужиков" за кремлевскими стенами, а царю с царицей покинуть Москву. Гости московские потребовали, чтобы царь развелся с женой. Но Б. Ф. Годунову удалось внести раскол в ряды своих противников. Семерых зачинщиков восстания из числа посадских людей казнили. Князья Шуйские и церковные иерархи за попытку отстранить Годунова от власти были отправлены в ссылку.

Московское восстание 1586 г. отозвалось в Соль-Вычегодске убийством владельца соляных варниц С. А. Строганова, принадлежавшего к знаменитой семье торговых людей. В 1588 г. произошло "смятение грацких людей" в Ливнах, а в мае 1591 г. вспыхнуло восстание в Угличе в связи с трагической гибелью царевича Дмитрия.

Постепенное оформление крепостного права в общегосударственном масштабе увеличивало накал социальных конфликтов. Движения крестьянства и посадского населения набирали силу. Так, в 1594-1595 гг. в вотчинах одного из крупнейших в России Иосифо-Волоколамского монастыря происходили выступления крестьян против перевода с оброка на барщину и принудительного ссудного закабаления. В конце XVI в. движения социальных низов широко распространились и в южных регионах, являвшихся зоной притока крестьян из основных областей России. Однако и там представители царских властей навязывали беглецам статус "служилых людей по прибору" и несение "государевой десятинной пашни". В результате вспыхивали массовые волнения, крестьяне уходили на вольный Дон. В 1590-е гг. правительственные репрессии привели к серьезным выступлениям на южных рубежах России.

Особой формой социальных волнений были ереси. В условиях, когда из-за роста социальных противоречий авторитет официальной Русской православной церкви оказался значительно подорван, религиозное сознание, столь присущее людям средневековья, находило в еретических воззрениях пути разрешения социальных проблем. Очагами вольнодумия стали наиболее крупные русские города. Конец XV в. ознаменовался новым подъемом еретического движения и был связан с деятельностью еврея Скария, откуда и появилось название "ересь жидовствующих". Эта ересь получила широкое распространение среди мелкого духовенства и посадских людей. "Ересь жидовствующих" не признавала догмата о троичности Бога, считая, что это противоречит признанию единобожия. Еретики отрицали священность икон. По их мнению, сделанные при помощи обычных материалов (краски, доски, кисти) предметы, даже если это произведения искусства, не могут почитаться как священные. Но главным являлось выступление "жидовствующих" против церковной организации и основных догматов православия, непризнание монашества, а тем самым и монастырского землевладения. Еретики провозгласили самого человека "храмом Божиим". Перебравшись в Москву, новгородские священники стали распространять ересь и в столице, но господствующая церковь немедленно восстала против инакомыслия.

Упорным гонителем еретиков стал видный церковный деятель игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий (в миру - Иоанн Санин), его сторонники назывались иосифлянами. В 1490 г. на церковном Соборе еретики были осуждены и прокляты. Но в среде православного духовенства не было единства взглядов в отношении ереси. Оппонентами иосифлян выступили так называемые нестяжатели во главе со старцем Кирилло-Белозерского монастыря Нилом Сорским. Они считали, что с еретиками следует полемизировать, а не расправляться, и видели подлинное служение церкви в аскетическом образе жизни. Длительное время терпимо относился к еретикам и сам московский великий государь. Уже после Собора 1490 г. кружок еретиков возник при дворе, в который вошли приближенные Ивана III, возглавляемые дьяком Федором Курицыным. Они выступали за усиление великокняжеской власти и ограничение церковного землевладения, настаивали на том, что для общения с Богом человеку не нужно посредничество церкви.

Однако интересы усиления светской власти потребовали ее союза с воинствующими иосифлянами, тем более что ересь, расшатывая незыблемость церковных догм, грозила и авторитету светских правителей. И хотя отрицание еретиками церковного землевладения отвечало интересам великого князя, он предпочел изменить свою позицию. Церковный собор 1504 г. приговорил еретиков к смертной казни.

Уже во второй половине XVI в. стало очевидным, что после введения опричного террора, поглощения поместным землевладением черносошных земель, замены местного самоуправления дворянской администрацией дальнейшее развитие сословно-представительных учреждений в Московском государстве было парализовано. Наступала эпоха грандиозных социально-политических катаклизмов, поставивших на грань распада само Российское государство. Наступал "бунтатнный" XVII в.

Последний русский царь из династии Рюриковичей, один из трех сыновей Ивана Грозного. Неспособный к государственной деятельности, он фактически передал управление государством боярину Никите Романовичу Захарьеву-Юрьеву, а после его смерти – боярину Борису Годунову (своему шурину).

1590-1593 Война со Швецией.

Отвоеваны русские земли на Балтийском побережье, за­хваченные шведами во время Ливонской войны.

1595 Тявзинский мир со Швецией.

Русь получила обратно города, отошедшие к Швеции по Плюсскому перемирию.

1597 Принятие закона об «урочных летах ».

От временных мер (введения заповедных лет в 1581 г.) правительство перешло к постоянным. Этот закон преду­сматривал пятилетний срок сыска беглых крестьян и ис­ходил из постоянного запрета «крестьянского выхода».

1598-1605 Правление Бориса Годунова.

Стал русским царем по решению Земского Собора. На пе­риод его правления выпали голод и эпидемии, но он смог пополнить казну, опустошенную Ливонской войной.

1605-1606 Правление Лжедмитрия I.

Выдавая себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия - сына Ивана Грозного, российский престол занял само­званец Григорий Отрепьев. Боярин Василий Шуйский организовал заговор против Лжедмитрия I.

1606-1607 Восстание под предводительством Ивана Болот­ никова .

По мнению историка В. Б. Кобрина, он был профессио­нальным воином и разорившимся дворянином. Войско его было разнородным по социальному составу: казаки, крестьяне, холопы, посадские люди, служилые люди всех рангов. Восстание было подавлено войсками В. Шуйско­го, а сам Болотников ослеплен и утоплен.

1606-1610 Правление Василия Шуйского.

Василий Шуйский был потомком князей Суздальских, со­перничавших в свое время в борьбе за великокняжеский престол с князьями Московскими. Избран («выклик­нут») на царство Земским Собором. Впервые в истории России присягнул подданным: дал «запись», соблюдение которой закрепил целованием креста.

1608-1609 Авантюра Лжедмитрия II.

Новый самозванец (происхождение неизвестно) вы­давал себя за якобы спасшегося царя Лжедмитрия I.В 1608-1609 гг. создал укрепленный лагерь в селе Туши­но (отсюда «Тушинский вор»), откуда безуспешно пытал­ся захватить Москву. С началом польской интервенции бежал в Калугу, где был убит.

1610-1612 Правление «семибоярщины».

В июле 1610 г. дворяне и посадские люди произвели пере­ворот: свергли В. Шуйского. Результатом его воспользо­вались бояре - страной стала править Боярская дума во главе с Ф. И. Мстиславским. Было сформировано прави­тельство из семи бояр. Задумав посадить на русский пре­стол польского королевича Владислава, бояре впустили в Кремль польские войска во главе с гетманом Гонсевским, который стал самовластно распоряжаться в стране.

1611, весна-лето Борьба с польскими интервентами первого ополчения под руководством П. Ляпунова. Первому ополчению не удалось освободить Москву, хотя его отряды со всех сторон блокировали город. Одной из причин неудачных действий ополченцев были начавшие­ся среди них раздоры.

1611, осень Формирование второго ополчения под руковод­ством К. Минина и Д. Пожарского.

Второе ополчение стало создаваться в одном из круп­нейших городов страны - Нижнем Новгороде. Призыв К. Минина - не искать личных выгод, а отдать все на об­щее дело - нашел отклик у простых людей. С помощью населения многих городов были собраны материальные средства.

1612, октябрь Освобождение Москвы от поляков.

Второе ополчение вело успешные бои с отрядами гетма­на Ходкевича у Девичьего монастыря и Поклонной горы. Засевшие в Кремле поляки, оставшиеся без помощи Ход­кевича, вынуждены были сдаться.

1613, февраль Избрание Земским Собором на царство Миха­ила Федоровича Романова.

Бояре Романовы имели формальное право на русский пре­стол как родственники прежней династии: дед Михаила, Никита Романович Захарьин-Юрьев, был братом первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны. Земский Собор единогласно проголосовал за шестнадцатилетнего Михаила Романова, и 13 июля он стал русским царем.

1613-1645 Царствование Михаила Романова.

Михаил не сумел самостоятельно управлять государ­ством, им руководили: в 1613-1633 гг. отец, Федор Ро­манов - патриарх Филарет, официально носивший титул «Великого государя», - затем бояре.

1617 Столбовский мир.

По этому договору шведы возвратили русским Новгород, Старую Руссу, Порхов, Ладогу и Гдов с уездами. В то же время за Швецией оставались Ижорская земля с Ивангородом, Копорьем, Ямом, Орешком и город Корела с уездом. Таким образом, после Столбовского мира Россия оставалась отрезанной от Балтийского моря.

1618 Деулинское перемирие.

Перемирие было нелегким для России. Польша получила Смоленск, Черниговские и Новгород-северские земли. При этом Владислав по-прежнему считал себя претен­дентом на русский престол, не признавая Михаила Рома­нова законным русским царем.

1645-1676 Царствование Алексея Михайловича .

Алексей Романов был одним из самых образованных людей своего времени (изучал богословие, философию, духовную музыку, знал греческий и польский языки). Во внутренней политике придерживался идеи единовластия. Создал кодекс государственных законов (Соборное уложение 1649 г.); ввел войска нового типа; вместе с патриархом Никоном провел церковную реформу, вызвавшую раскол в Православной Церкви. При нем было подавлено восстание С. Разина, про­изошло воссоединение Украины с Россией (1654 г.), возвра­щены Смоленск и Новгород-северские земли. Вел войны с Польшей (1654-1667 гг.) и Швецией (1656-1658 гг.).

После смерти Ивана Грозного царский престол унаследовал его старший сын Федор Иоаннович (1584-1598). Но поскольку от рождения он был немощным и слабоумным, по завещанию царя Ивана при нем был создан регентский (опекунский) совет в составе пяти самых влиятельных членов Боярской думы: князя Богдана Яковлевича Бельского, князя Ивана Петровича Шуйского, боярина Никиты Ивановича Романова, князя Ивана Федоровича Мстиславского и боярина Бориса Федоровича Годунова. Ряд историков (Р. Скрынников), пересмотрев свои же прежние представления, стал утверждать, что данный опекунский совет был изначально «семичисленным » и помимо пяти влиятельных бояр в его состав вошли еще два видных члена Боярской думы - глава Казенного приказа окольничий и казначей Петр Иванович Головин и глава Посольского приказа думный дьяк Андрей Яковлевич Щелкалов.

Думается, что в данном случае профессор Р.Г. Скрынников, будучи одним из самых известных и авторитетных специалистов по истории того периода, абсолютно верно подметил одну интересную деталь, что многие коллегиальные органы древней и средневековой Руси были именно «семичисленными ». А в период Смуты эта «деталь» вообще станет правилом.

Этот орган просуществовал недолго, поскольку между его членами практически сразу началась острейшая борьба за власть (1584-1586), победу в которой одержал шурин царя, боярин Борис Федорович Годунов (1552-1605), ставший фактическим правителем государства. В годы соправления Бориса Годунова и Федора Иоанновича в стране произошел ряд значительных событий, как во внутренней, так и во внешней политике:

1) В 1587 г. искусным русским дипломатам во главе с дьяком Посольского приказа Андреем Яковлевичем Щелкаловым удалось пролонгировать действие Ям-Запольского мирного договора с Речью Посполитой, заключенного в 1582 г., что было очень важно для страны, крайне истощенной опричниной и Ливонской войной.

2) В 1589 г., с благословения находившегося в Москве Константинопольского патриарха Иеремии II, в России было учреждено патриаршество, и первым патриархом Русской православной церкви был избран прямой ставленник и сподручник Бориса Годунова, действующий московский митрополит Иов (1589-1605).

3) В 1589 г. Федор Иванович утвердил новый Судебник, который был лучше систематизирован и несколько расширен с учетом богатой судебной практики, особенно в части земельных прав черносошных крестьян и полномочий крестьянской общины. Самое происхождение и авторство этого Судебника до сих пор вызывают споры и ряд авторов (М. Владимирский-Буданов, А. Смыкалин) считает его либо законопроектом, не введенным в действие, либо неким пособием для земских судей в условиях отмены прежней системы кормлений.

4) В 1590-1593 гг. прошла очередная русско-шведская война, по итогам которой был подписан Тявзинский мирный договор (1595), по условиям которого Россия возвратила себе Ям, Копорье, Ивангород, Орешек и другие города, утерянные по Плюсскому перемирию (1583).

5) В 1591 г. в Угличе при загадочных обстоятельствах погиб последний представитель династии Рюриковичей младший сын Ивана Грозного девятилетний царевич Дмитрий. Историческая традиция, идущая от Н.М. Карамзина, связывала его гибель с именем Бориса Годунова, однако эта версия до сих пор считается не доказанной и отвергается многими историками (Р. Скрынников, В. Кобрин, В. Козляков). Хотя, конечно, смерть царевича Дмитрия была на руку именно Борису Годунову и открывала ему прямую дорогу к трону. Поскольку в рамках нашего курса мы не можем подробно остановиться на этой проблеме, то рекомендуем нашему читателю обратиться к работе известного советского историка профессора В.Б. Кобрина «Кому ты опасен, историк» (1992), где подробно изложены четыре разных версии гибели царевича Дмитрия.

Правление Федора Ивановича кратко можно описать фразой «Блаженный на троне». Данное прозвище и носит царь Федор Иванович в историографии. У было государство, которое следовало держать, как говорят в «ежовых рукавицах». Такое наследие должен был бы принять настоящий «богатырь», однако досталось оно человеку болезненному и странному.

Накануне смерти государство русское находилось в плачевном состоянии. и Ливонская война подорвали экономику, уровень жизни населения был очень низким. 18 марта 1584 г. на престол вступает Федор Иванович, после кончины своего отца.

Царь Федор Иванович

Когда Федор вступил на престол, ему было 27 лет, возраст весьма солидный. По источникам некоторых иностранных современников можно описать, как обычно проводил свой день молодой государь. Практически каждый будний день царь:

  1. Вставал часа в 4 утра, одевался;
  2. Далее его посещал духовник с крестом, затем дьякон с крестом того святого чей день праздновался сегодня;
  3. Федор молился, затем справлялся о здоровье царицы;
  4. Некоторое время днем он проводил с царицей, принимал придворных и обедал;
  5. После обеда Федор уходил в почивальню, там был около 3-х часов;
  6. После этого снова шел в церковь;
  7. Время до ужина проводили за разными забавами.
  8. После ужина снова молился и шел спать.

Такой порядок дня менялся только в праздничные дни. Тогда он ездил в монастыри, которые были за территорией столицы. Еще ходил на кулачные бои, не потому что ему это нравилось, а только лишь потому, что такое порядок был заведен ранее.

Писатели того времени обычно изображали Федора человеком набожным, который отрешился от мирских дел и готовил себя к вечной жизни. Знаменитый государственный деятель из Польши Л. Сапега посещал Москву в правление Федора Ивановича. По возвращению на Родину он высказался кратко о нем. Суть суждения такова - Кто-то говорит, что государь мало соображает: я же убедился, что он не соображает вовсе.

Тем не менее, царь Федор Иванович был царем, в его руках была власть над Московским государством, а вот как он распоряжался этой властью и распоряжался ли вовсе - это уже другой вопрос.

Так же в источниках имеется описание молодого царя. Он был небольшого роста, немного толстоват, телосложение его слабое. На лице его была постоянная улыбка, речь не ясная и не твердая. Никто в окружении Ивана Грозного, а потом и Федора не верил в то, что этот человек способен управлять страной. Да и сам Федор Иванович не изъявлял желания править, а больше полагался на правление своих приближенных.

Правление царя Федора Ивановича

Еще когда был при смерти, сформировался некий опекунский совет при будущем царе. Видное место в нем занимали следующие государственные деятели:

  • И.Ф. Мстиславский;
  • И.П. Шуйский;
  • Б. Бельский;
  • Н.Р. Захарьин-Юрьев (Романов);
  • Б. Годунов.

Стоит отметить, что место в этом списке было последним. Он не мог высказывать свои притязания на более высокое положение. Позже окажется, что именно Борис сможет сыграть важную роль в государственном правлении царя Федора Ивановича.

Источники нам не дают достоверной информации о деятельности этих приближенных, да и состав его неизвестен досконально. Тут источники расходятся во мнении. Но очевидно, что в начале правления Федора складывается олигархическое управление государством. Но оно, по сути, не играло большой роли, так как в товарищах по совету согласия не было.

Разногласие возникало по поводу кандидатуры государя. Это связано было с тем, что был еще один наследник престола - царевич Дмитрий сын седьмой жены Марии Нагой. Его притязания на престол были призрачными. Причин этому было несколько:

  • Он был младше Федора, причем намного (престол наследовался по старшинству);
  • Дмитрий был сыном 7 жены, тогда как церковь признавала только три брака.

Поддержку кандидатуры Дмитрия Ивановича стал продвигать авантюрист Богдан Бельский. Затея эта была безумная, но с другой стороны, почему бы не попробовать. Но мероприятие это не состоялось. Дмитрий с матерью был прошен уехать из столицы, они обосновались в Угличе. Позже в при странных обстоятельствах умрет. Странность эта дала в дальнейшем возможность появиться на Руси нескольким , которые выдавали себя за спасшегося .

Годы правления Федора Ивановича Блаженного кратко


После неудачи Бельского его «сослали» воеводой в Нижний Новгород. В совете при государе осталось четыре человека. Видное положение стал занимать Никита Романов. Но немногим позже здоровье его стало ухудшаться, и вскоре он умер.

Не стоит забывать о жене Федора Ивановича. Ирина была женщиной умной и разумной, причем решительна в своих действиях. При таком характере и таком муже ее влияние на Федора было больше, нежели которым обладали предыдущие царицы. Года правления Федора Ивановича стали для Ирины периодом и ее правления в том числе, хоть и по времени было кратко оно. Она нередко заменяла мужа, при этом во всем поддерживала своего брата . Фактически Ирина исполняла его волю.

С каждым днем влияние Бориса на Федора становилось все сильнее, а значит правление Совета все слабее. Постепенно произошел захват власти, и Борис уже мог поступать в государственных делах, как ему вздумается. Многие представители знатных боярских родов оказались в опале, в том числе и члены Совета.

Вскоре Борис стал фактически регентом при государе. Его «правление» принесло немало важных политических решений, например такие как:

  1. Учреждение патриаршества - первый патриарх Иов (1589 г.);
  2. Уступки со стороны Швеции городов Копорья и Ивангорода;
  3. Подписание «Вечного мира» с Польшей.

Время правления Федора Ивановича


Как отмечалось выше, здоровье Федора было слабым. Постепенно оно ухудшалось еще больше. Вскоре стало понятно многим уже, что наследника у Федора и Ирины не появится. Нет, Ирина не была бесплодной. Есть сведения, что у нее было несколько выкидышей, а так же что в 1592 г. у них родилась дочь. Ребенок был долгожданным, но через несколько месяцев девочка умерла.

Сам государь медленно угасал. Понимая, что он умирает, Федор не задавался вопросом, кто займет престол после него. Из записей патриарха Иова известно, что меж ним и царем был подобный разговор. На вопрос о наследнике Федор ответил, что все случится, как будет Богу угодно. Царь умер 7 января 1598 г. Прямого наследника не было, престол могла занять его жена Ирина или же многочисленные родственники Федора, однако скипетр оказался совершенно у чужого человека - . Таким было время правления Федора Ивановича.

Правление Федора Ивановича кратко видео


  ФЁДОР ИВАНОВИЧ (31.05.1557-06.01.1598 гг.) - царь с марта 1584 г., последний русский государь из династии Рюриковичей.

Сын царя Ивана IV Грозного и Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой. С 1573 г. неоднократно выдвигался кандидатом на польский трон. После гибели от руки Ивана IV его старшего сына Ивана (1582 г.) Федор стал фактическим наследником престола, хотя отец и считал его неспособным к управлению государством. Перед смертью Иван IV учредил в помощь Федору регентский совет из числа наиболее влиятельных бояр и двух думных дьяков - братьев Щелкаловых.

Первые годы царствования Федора Ивановича отмечены ожесточенной борьбой дворцовых группировок. По свидетельству современников, Федор Иванович мало уделял внимания государственным делам. Большую часть времени он посвящал дворцовому хозяйству, украшению кремлевских палат, делал щедрые взносы в монастыри. Любимой забавой царя были медвежьи бои.

С 1587 г. власть в стране фактически сосредоточилась в руках боярина Б.Ф. Годунова , на сестре которого - Ирине - был женат Федор Иванович. Годы пребывания Федора Ивановича на троне характеризовались постепенным оздоровлением хозяйственной жизни, находившейся в кризисном состоянии после Ливонской войны 1558-1583 гг. Правительство Годунова приняло ряд мер по дальнейшему закрепощению крестьян (введение урочных лет и др.) и усилению налогового бремени тяглового населения - главного источника пополнения казны.

Определенными успехами характеризовалась внешняя политика этого периода. В результате войны со Швецией 1590-1593 гг. Россия возвратила ряд городов Новгородской земли, отторгнутых в ходе Ливонской войны, развивались торговые связи с Англией и Францией. Завершилось присоединение Западной Сибири, укрепилась система обороны южных рубежей и др., заметно усилилось влияние России на Кавказе. В Сибири и на южных окраинах России возникли десятки новых городов и острогов.

Важным событием, свидетельствовавшим о консолидации единого Русского государства и усилении его позиций на международной арене, стало учреждение в 1589 г. патриаршества.

Впрочем, и меры в области внутренней политики, и внешнеполитические акции подпитывали нараставшие противоречия внутри страны и в отношениях с соседними странами - Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством, Османской империей, подспудно готовя системный кризис (смуту) нач. XVII в.

Федор Иванович умер, не оставив наследников: единственная дочь умерла в младенческом возрасте. Царица Ирина Федоровна после смерти супруга, несмотря на то, что ей формально присягнули все высшие бояре, удалилась в Новодевичий монастырь. Вопрос о новом русском царе должен был решать Земский собор. Впрочем, решение было почти предопределено: царем избрали брата овдовевшей царицы - всесильного Бориса Годунова.

Рекомендуем почитать

Наверх